Cоциальные рейтинги разделяют людей на касты и ведут к деградации элит


О том, как культура социальных показателей и цифровизация способствуют сегрегации людей, рассказал вице-президент Сколковского института науки и технологий в области искусственного интеллекта и математического моделирования Максим Федоров 15 апреля на пресс-конференции, прошедшей в РИА Новости
 
Социальные рейтинги берут свое начало на так называемых социальных индикаторах. В российской науке социальный индикатор – это показатель, необходимый для диагноза состояния благополучия или неблагополучия общества или отдельного человека.
 
Эта система социальных индикаторов был предложена в США в 1960-х годах. В СССР ею тоже заинтересовались и даже заговорили о социальном планировании на основе социальных индикаторов.
 
Но в 80-х годах прошлого века стало понятно, что эти индикаторы не дают объективной информации. И на Западе, и в СССР интерес постепенно стал угасать, рассказал Федоров. Но в последние годы интерес к теме социальных индикаторов снова поднимается.
 
«Почему он сейчас возник? Это комбинация двух факторов. Первый – это цифровизация. Появление инструментов и появление некоей такой культуры новых индикаторов. Лайков у поста, очков в игре. Это явление породило волну интереса, потому что есть инструмент», – говорит Федоров.
 
В то же время многочисленные исследования последних лет показывают, что эта система приводит к расслоению общества.
 
«Приведу пример того, что происходит в британской системе образования. Англо-саксонская система очень любит индикаторы и рейтинги. Между 10 и 11 годами жизни ребенок в школе набирает какое-то количество очков, и его отправляют либо в класс усиленной подготовки, либо в обычный класс (или, по-нашему, это класс коррекции)»
 
Там ему дают только самые базовые знания. И получается, что уже на этом этапе траектории сильно расходятся. А дальше – все. Ребенок, попавший в класс усиленной подготовки, получает больше знаний, больше умений, дальше у него траектория сильно расходится с тем ребенком, который попал в «обычный» класс. И только колоссальные усилия родителей возможно помогут ребенку (из «обычного» класса) выйти на другую траекторию.
 
В результате таких процессов общество расслаивается. «Британское общество очень слоистое и попасть из класса в класс очень тяжело. Социальных лифтов там практически нет. И дальше включается второй закон термодинамики. Замкнутая элитарная система, как и всякая замкнутая система, может только деградировать. Это общий закон. Это приводит к деградации элит во всем мире», – подчеркнул Федоров.