К 2030 году 800 миллионов людей могут потерять работу в результате цифровизации и роботизации

Выводя чудовищные цифры будущей безработицы, аналитики стараются использовать максимально мягкие термины. Они не пишут о том, что люди останутся без работы – они употребляют выражение «люди будут вынуждены искать новую работу». При этом они не приводят ни одной цифры про то, скольким удастся эту новую работу найти.  А ведь эта вторая цифра принципиально важна. Так почему же эту цифру так старательно замалчивают? Не потому ли, что она совершенно не будет соответствовать первой цифре и люди поймут, что  «цифровой эффективной экономике» они просто больше не нужны?

Международная исследовательская организация McKinsey Global Institute исследовала, как из-за автоматизации изменится количество и распределение рабочих мест в мире к 2030 году. Результаты исследования были опубликованы в отчете ноября 2017 года «Рабочие места потерянные и приобретенные: перемещение рабочей силы во эпоху автоматизации»

В прошлом материале мы писали, что авторы ожидают такие масштабы грядущих изменений, которые могут превзойти потрясения индустриальной революции, а автоматизирована глобально будет почти треть рабочих часов. При этом исследователь назвали самые легко и самые трудно автоматизируемые отрасли.

В этой статье мы подробнее рассмотрим, скольким людям, по мнению аналитиков, придется кардинально переучиваться, а также как такие глобальные изменения повлияют на зарплаты.

«Очень большому числу людей, возможно, потребуется сменить профессиональную сферу и освоить новые навыки в предстоящие годы. Этот может стать сдвигом масштаба, невиданного со времен ухода рабочей силы из сельского хозяйства в начале 1900-х годов в Соединенных Штатах и Европе и недавно произошедшего в Китае», — пишут исследователи. 

Конкретно, по оценкам аналитиков, при разных сценариях развития событий к 2030 году от 400 до 800 миллионов человек по всему миру придется искать новые рабочие места. По наиболее оптимистичным прогнозам нужное число рабочих мест взамен исчезнувших всё-таки появится, но занять их будет не так просто.

Из общего числа потерявших работу специалистов от 75 миллионов до 375 миллионов (а это 14% всех работников в мире), возможно, потребуется сменить профессиональную сферу и освоить новые навыки. Есть и более оптимистичный сценарий, основанный на трендах, имевшихся до пандемии коронавируса – что это придется сделать менее 10 миллионов работников мира. Учитывая, возросшую скорость автоматизации после событий 2020 года он теперь вряд ли реалистичен.

В абсолютных цифрах больше всего переучиваться придется китайцам до 100 миллионов или 12% рабочей силы страны к 2030 году, если автоматизация будет внедрена быстро. Но в случае Китая этот переход в каком-то смысле продолжает тренды последних 25 лет, когда десятки миллионов китайцев бросили занятия сельским хозяйством и уехали на заводы в город, а процент среди населения не столь велик.

В вот странах с развитой экономикой доля рабочей силы, которой, возможно, потребуется освоить новые навыки и найти работу в новых профессиях, намного выше: до одной трети рабочей силы на 2030 год в Соединенных Штатах и Германии и почти половина работников в Японии. К сожалению, для России таких расчетов не производилось, но порядок изменений примерно понятен.

А вот за результаты такого фазового перехода для экономики страны аналитики считают ответственным исключительно правительственную политику: если власти стран вложатся в оперативное переобучение и организуют быстрое трудоустройство граждан, то возможен рост экономики. Если нет, то социально-экономические последствия будут неутешительны.

«Во многих странах для этого может потребоваться инициатива в масштабе Плана Маршалла, включающая устойчивые инвестиции, новые модели обучения, программы по облегчению перехода работников, поддержку доходов и сотрудничество между государственным и частным секторами», - подчеркивают сложность стоящего перед странами вызова исследователи. При этом аналитики не считают разумным замедлять рост автоматизации для того, чтобы успеть справиться с быстрыми изменениями на трудовом рынке, поскольку, по их мнению, это отбросит страну назад экономически.

Хотя для разных стран исследователями простроены разные сценарии, ясно, что в целом повысятся требования к профессиональному образованию. Согласно выводам исследования, в развитых экономиках занятость в профессиях, требующих среднего образования, сократится, а профессиях, требующих высшего образования или даже более высокой квалификации, возрастет. В случае развивающихся экономик вроде индийской рост ожидается для всех уровней образования, причем больше всего по количеству на 2030 год будет профессий для среднего образования, но быстрее всего расти будет число рабочих мест также для работников с университетским образованием или выше. Так что если тенденции продлятся, то в Индии тоже будут нужны, в первую очередь, только высококвалифицированные работники.

Хотя аналитики указывают на то, что в истории общества обычно справлялись с подобными потрясениями (правда не говорят при этом, какой ценой и за счет каких категорий населения это обычно происходило, не упоминая о британском огораживании или американском «дефарминге»), они высказывают опасения, что на 2017 год мировые правительства не сильно озабочены происходящим.

«Однако за последние несколько десятилетий инвестиции и политика в поддержку рабочей силы ослабли. Государственные расходы на подготовку и поддержку рабочей силы сократились в большинстве стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Образовательные модели принципиально не изменились за 100 лет. В настоящее время крайне важно обратить вспять эти тенденции, поскольку правительства делают переход рабочей силы и создание рабочих мест более неотложным приоритетом», — говорится в докладе.

В следующем материале мы рассмотрим, какие изменения произошли за 2020 «коронавирусный» год и как они отразились на прогнозах автоматизации и рынка труда.