Министерство просвещения РФ намерено ввести искусственный интеллект (ИИ) в помощь учителю и выполнение части работ школьниками в электронном виде. Об этом заявила зам. главы ведомства Татьяна Васильева в ходе обсуждения стратегии цифровой трансформации образования. Обсуждение прошло 15 апреля на заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации.
Васильева сообщила, что уже в ближайшее время ИИ будет выполнять часть функций учителя: «К 2023 году будет доступен сервис „Цифровое портфолио учащегося“, и технология искусственного интеллекта или технологии глубокой аналитики позволят многие процессы труда учителя упростить, сделать более эффективными за счет цифровой трансформации».
Также, по ее словам, около трети работ школьники должны будут сдавать учителю в электронном виде. Замминистра уточнила, что это могут быть лабораторные работы, онлайн-эксперименты и задания.
«Цифровую трансформацию часто оценивают как врага, а не как друга. Но надо понимать, что в данном случае мы не говорим о замене существующих форм контроля качества обучения. Увеличение количества работ, сданных в электронном виде, — это один из вариантов, который позволит разгрузить учителя, а сам процесс обучения сделает более интересным», — объяснила Васильева цель цифровой трансформации школы.
5 августа, замминистра просвещения заявила, что пандемия коронавирусной инфекции способствовала массированному внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) в образование.
13 июля вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что ситуация с коронавирусной инфекцией доказала значимость электронного обучения в дистанционном формате. Впоследствии, 22 октября, она заявила, что дистанционное образование должно стать постоянной частью обучения в школе.
8 июля министр образования РФ Сергей Кравцов заявил, что теоретические основы образования после пандемии будут пересмотрены. По его словам, необходимо совмещать традиционное обучение с дистанционным.
16 июня, в ходе обсуждения основ новых стандартов образования спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков предложил развивать способности детей с помощью искусственного интеллекта, который будет определять задатки ребенка и на их основе формировать «траектории» обучения. По его мнению, такой подход необходим для того, чтобы уйти от традиционного подхода к обучению, который во время пандемии был перенесен в онлайн, что не позволяет произвести полноценного «расшколивания». А несколько лет назад он открыто говорил о том, что "электронные учителя дешевле, чем обычные" и пророчил новый формат школ, в которых не будет учителей.
Минпросвещения продолжает настойчиво внедрять цифровые технологии в образование. Можно не сомневаться, что искусственный интеллект в итоге должен будет заменить в массовом образовании учителя. Конечной целью цифровизации станет ликвидация традиционной школы — «расшколивание», как это называют цифровизаторы от образования.
Теоретические основы «расшколивания» были заложены еще в 70-х годах прошлого века маргинальным философом Иваном Илличем, который ставил своей целью разорвать вредную, по его мнению, цепь передачи традиционных ценностей между поколениями. В итоге большая часть человечества должна была бы прийти в состояние «нового средневековья», в котором довольствовалась бы минимальными потребностями, не создавая риска экологической катастрофы. Основную роль в «расшколивании» должны были сыграть технологии дистанционного обучения.
Складывается впечатление, что, продолжая внедрение электронных технологий в школу вопреки протестам учителей и родителей, чиновники Минпросвещения РФ сознательно следуют линии, начатой фашиствующим маргиналом-философом. По всей видимости, какой-то части элиты, направляющей чиновничество, очень хочется, чтобы система образования страны воспитывала примитивного и потому легко управляемого человека.