Вот и прошла 26-я конференция ООН по изменению климата 2021 года. Она продолжалась две недели с 31 октября по 12 ноября. При этом Глазго не посетили главы России и Китая, за что обитатель Овального кабинета Джо Байден не преминул пожурить Владимира Путина и Си Цзиньпина. А представители Великобритании даже отключили в зале заседаний Skype и Zoom, чтобы лишить глав России и Китая возможности обратиться к делегатам по видео. Вот тебе и цифровизация, но сейчас не о ней.
Песков высказался дипломатично по поводу отсутствия главы России в Глазго. По его словам, темы в Глазго и климатическая тема на саммите большой двадцатки в Риме «во многом перекликаются. Поэтому на двадцатке президент Путин уже получил возможность выступить и достаточно подробно изложил подходы российской стороны к проблемам климата». Си Цзиньпин же в принципе ограничил свои перемещения по миру в связи с ситуацией с ковидом, и направил в Глазго письмо.
И в субботу 13 ноября около 200 стран всё-таки приняли компромиссное соглашение. При этом для того чтобы добиться совместного решения понадобилось не мало усилий со стороны спецпредставителя Белого дома Джона Керри. Причем в последний момент седых волос Керри могла добавить Индия, да она их и добавила бы, если бы на голове у бывшего госсекретаря США существовал запас не седых волос. В последний момент Дели заявили о своем несогласии.
Индия подправила итоговый текст, в котором фраза о «поэтапном отказе» от использования угля была заменена на «постепенное снижение». Керри сказал, что не было другого варианта как согласиться с требованиями Дели: «Если бы мы не сделали этого, у нас не было бы соглашения». Далее он продолжил настаивать на том, что сделка стала прорывом для всего мира. «На самом деле мы ближе, чем когда-либо прежде, к тому, чтобы избежать климатического хаоса и обеспечить чистоту воздуха, более безопасную воду и более здоровую планету», - подчеркнул он.
При этом многие были разочарованы «демаршем» Индии. Генсек ООН Антониу Гуттерриш стенал: «Наша хрупкая планета висит на волоске. Мы все ещё стучимся в двери климатической катастрофы». Занятно высказался австралийский климатолог Билл Хейр: «В последний момент Индия изменила формулировку, касающуюся поэтапного сокращения, но не отказа от угля, - это весьма шокирующее событие. Индия долгое время блокировала действия по борьбе с изменением климата, но я никогда не видел, чтобы это делалось так публично». Кстати Хейр отслеживает мировые обязательства по выбросам для научно-обоснованного трекера климатических действий.
В итоге часть участников саммита явно расстроилась, потому что демарш Индии, по их мнению, поставил под вопрос те самые «парижские» 1,5 градуса по Цельсию, на которые не должна подняться средняя температура до конца века. Вице-президент аналитического центра Иститута мировых ресурсов Хелен Маунтфорд заявила, что спрос в Индии может не иметь большого значения, так как экономия на возобновляемом топливе делает уголь все более устаревшим. «Уголь мертв. Уголь постепенно сокращается», - повторяла она словно мантру.
В итоге как мы видим Индия чуть подправила формулировки в угоду себе несмотря на недовольство многих. Дели себе подстелила угольную подушку на случай энергетического дефицита, который на фоне «пандемии» налицо во всем мире.
А Керри подытожил, заявив, что Париж построил арену, а Глазго начал гонку, а 13 ноября был произведен старт из стартового пистолета. Мы пожалуй, будем следить за этой климатической гонкой.
Что же до России, то президент Путин на саммите G20 заявил, что РФ выполняется на данный момент все требования ООН, так сказать работают над снижением углеродного следа, в отличие от других стран. То есть Москва отделалась общими словами, тем самым выжидая, куда двинется климатический тренд. При этом сложно понять какова конкретна позиции России, она будет сама задавать тренды климатической повестки или будет пристраиваться к уже существующим на вторых ролях. Время покажет