Более двух третей старшеклассников не понимают, как выбрать будущую профессию - опрос


Дети-рабочие на мануфактуре в США. XIX век


Социологическое исследование образовательной компании Maximum Education (резидент "Сколково") показало, что 70% одиннадцатиклассников не определились с выбором своей будущей профессии. 

Из двух тысяч опрошенных школьников, учащихся в 11 классе, 42% на данный момент не определились с профессией и не знают, кем хотят стать в будущем, а 28% считают, что жизнь слишком непредсказуема, чтобы планировать будущую профессию в текущей ситуации.

В то же время 30% заявили, что уже выбрали свое призвание. Среди них 21% связывает будущее с профессией в творчестве, 17% отдали предпочтение IT-отрасли. Экономический профиль выбрали 13%. Психологией намерены заниматься 9%, столько же хотят работать в технологической сфере. Наукой планируют заниматься 7% школьников. Еще 6% собираются пойти на госслужбу. По 6% предполагают для себя работу в медицине, педагогике и юриспруденции. 

По данным исследования, главной ценностью в жизни 45% подростков назвали возможность самореализации, 17% — хотят успешности и большого заработка, 14% — ставят в приоритет семью.
 

Комментарий РВС

Неудивительно, что большая часть молодых людей сомневается в вариантах выбора профессии. В конце концов, пример взрослых хорошо показывает детям, что немногие работают по тем специальностям, на которые они учились в вузах. 

Удивительно то, как реформаторы образования и цифровизаторы со все усиливающимся рвением продвигают именно раннюю профориентацию, чтобы скорее получить готовых к работе узких специалистов с так называемыми "мягкими навыками". При этом те же цифровизаторы не смущаются регулярно говорить, что в ближайшие годы под давлением развивающегося искусственного интеллекта масса профессий просто исчезнет. Понятно, что бизнес хочет получить побыстрее таких сотрудников, которые не имеют образования, позволяющего сменить профессию или потребовать большей оплаты. Похоже, что это уже понимают и многие дети. 

Мир несомненно ожидают экономические и социальные потрясения. Это значит, что в наших в самом деле быстро меняющихся условиях решающее значение приобретает именно фундаментальное разностороннее базовое образование, позволяющее человеку быстро осваивать новые для себя области и не теряться в вихре любых событий. Это тем более верно в ситуации усиливающегося противостояния с Западом. Давление на Россию будет только нарастать, и человек должен уметь постоять за свою Родину, занимаясь тем, что будет нужно, даже если это потребует перемены профессии.