Создание «виртуального второго пилота» запланировало к 2024 году Министерство промышленности и торговли РФ, 13 августа сообщается в Telegram-канале «Авиадиспетчер».
Тендер на выполнение работ размещен министерством на портале госзакупок.
«НИР „Расчетно-экспериментальные исследования перспективных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, и анализ условий их применимости в самолетах транспортной категории“ Шифр „Интеграл Т“», — говорится в описании тендера.
Начальная цена выполнения работ составляет около 2,9 млрд рублей.
НИР предполагает разработку и валидацию ряда технологий с целью оптимизации управления коммерческих самолетов под одного пилота. Должен будет создан демонстратор «виртуального второго пилота» на базе полунатурного макета универсальной кабины экипажа с имитацией окружающей обстановки.
Информационно-управляющее поле кабины самолета должно быть перекомпоновано с целью исключения увеличения нагрузки на одного пилота.
Напомним, согласно планам министерства, переход коммерческой авиации от двух пилотов к одному может быть осуществлен уже в 2030-е годы. В Минпромторге считают, что такое решение позволит снизить стоимость эксплуатации самолетов.
Также отметим, второй пилот был введен в гражданскую авиацию практически сразу, как она появилась. Решение было принято из соображений безопасности полетов. С тех пор и по настоящее время во всех странах наличие второго пилота на гражданских рейсах является обязательным
Комментарий РВС
Как и в других подобных проектах, в создании "виртуального пилота" существует риск, что именно на такое техническое решение будет переложена основная нагрузка, требующая квалифицированных действий. При этом ответственность за автономные действия системы, разумеется, будет нести присутствующий рядом человек.
Буквально так и поступили разработчики "автоматического водителя" от Tesla, который в случаях неминуемого столкновения отключается, перекладывая вину на человека, зачастую уже считающего себя пассажиром.
Внедрение такой системы в авиации, конечно, позволит авиакомпаниям понизить требования к квалификации пилотов, а значит и сэкономить. О безопасности полетов при такой экономии говорить трудно, но ответственными за применение машин все равно останутся люди, или точнее "человеческий фактор".