Конституционный суд вступился за права педагогов, которых держат на срочных контрактах


Трудовые права преподавателей вузов защитил Конституционный суд (КС) России, 18 июля сообщила пресс-служба суда.

«Конституционный суд РФ защитил трудовые права преподавателей высших учебных заведений», говорится в сообщении. Речь идет о решении о пересмотре дела уволенного доцента в Государственном университете управления в Москве. 

Дело о проверке конституционности первой и восьмой частей статьи 332 Трудового кодекса (ТК) РФ рассматривалось в связи с жалобой Алексея Подакова, который более 13 лет проработал доцентом в московском Государственном университете управления на основании срочных трудовых договоров и допсоглашений к ним. До окончания действия последнего трудового договора преподаватель подал заявление на длительный отпуск для завершения докторской диссертации.

Подакова отправили в отпуск без сохранения зарплаты и без гарантии дальнейшей работы. По истечении срока трудового договора университет уволил доцента, не организовав конкурс на замещение его должности до того, как этот договор истек. Подаков просил суды о восстановлении на работе, признании трудового договора заключенным на неопределенный срок и оплате его длительного отпуска. Все судебные инстанции ему оказали, ссылаясь на то, что он согласился с условиями срочных трудовых договоров. 

Конституционный суд отметил, что труд профессорско-преподавательского состава вузов регулируется специальными нормами ТК РФ, из-за специфики и социальной значимостью их деятельности. При этом работодатель может заключать трудовые договоры как на определенный, так и на неопределенный срок.

«Заключение преимущественно краткосрочных трудовых договоров не может быть оправдано ни спецификой педагогической работы, ни особым правовым положением осуществляющих ее лиц, избираемых по конкурсу», указал КС.

Поскольку законодательных ограничений на заключение с преподавателями срочных трудовых договоров не предусмотрено, конкретный срок действия такого договора зачастую «фактически единолично» определяет руководитель вуза. При этом его решение не зависит от решения коллегиального органа, который проводит конкурс на замещение соответствующей должности, а заключаемые трудовые договоры нередко бывают краткосрочными. В результате, как отмечается в релизе КС, значение конкурсной процедуры обесценивается, а педагог, как правило, вынужден соглашаться на предложенные условия, даже и невыгодные для него.

Также в вузах широко распространена практика неоднократного заключения между одними и теми же сторонами на протяжении длительного времени трудовых договоров на учебный год или учебный семестр и их продление на непродолжительные сроки. Такие трудовые договоры не только ограничивают работников профессорско-преподавательского состава в осуществлении конституционных свобод научного творчества и преподавания, но и лишают их возможности реализовать в полной мере свое право на оплачиваемый отпуск, констатировал КС России.

Такой подход мешает формированию непрерывного стажа педагогической работы, необходимого для получения права на длительный «творческий» отпуск сроком до одного года и присвоения ученых званий.

«Таким образом, оспариваемые нормы не обеспечивают гарантий стабильности правового положения педагогических работников, обеспечения их устойчивой трудовой занятости и приводят к ограничениям прав и свобод, выходящим за рамки конституционно допустимых. Законодателю надлежит в кратчайшие сроки внести надлежащие изменения» приводится в релизе КС его вердикт.

Дело заявителя подлежит пересмотру, заключил КС РФ.

Решение суда предписывает вузам до корректировки законодательства заключать договоры с уже работающими с ними преподавателями либо на неопределённый срок, либо не менее, чем на 3 года. Исключения могут быть если трудовой договор заключается впервые, либо спланированная учебная нагрузка преподавателя не предполагает длительную занятость. 

При избрании работника по конкурсу на должность, которую он уже занимал ранее, новый трудовой договор заключать не обязательно, а действующий договор должен продлеваться на срок не менее трех лет или на неопределенный срок. При сокращении нагрузки в связи с изменением учебных планов трудовой договор с преподавателем может быть продлен и на меньший срок, но не менее чем на один год.