Нехватка учителей ощущается во всех англосаксонских странах — Conversation

Алексей Петрович Ткачёв. Учительница
Решение австралийского правительства решить проблему нехватки учителей путем их привлечения из-за рубежа натолкнется на наличие той же проблемы во всех англоговорящих странах, из которых они могут приехать, пишет 30 августа профессор Сиднейского университета Энтони Вейч в аналитическом издании The Conversation.

«Австралия сталкивается с „беспрецедентной“ нехваткой учителей. Федеральное правительство прогнозирует нехватку более 4000 учителей средней школы к 2025 году, но нехватка ощущается повсеместно, особенно в сельских и отдаленных школах, а также в области математики и естественных наук», — отмечает специалист в области образования.

По словам автора, одним из возможных решений, рекламируемых австралийскими политиками, является привлечение большего числа учителей из-за рубежа. «Такое случалось и раньше: в ответ на нехватку учителей в Австралии в 1970-х годах были привлечены учителя из Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Канады», — напоминает Вейч.

Министр образования Джейсон Клэр попросил министра внутренних дел Клэр О’Нил ускорить выдачу виз тем, кто имеет квалификацию преподавателя. «Одна из вещей, которые мы должны сделать, — это уделить приоритетное внимание визам для учителей из-за рубежа, которые хотят приехать и работать здесь», — заявил он ранее в августе.

Министр образования самого густонаселенного штата Австралии, Нового Южного Уэльса, Сара Митчелл даже предложила ускорить получение гражданства для учителей. При том, что в Австралии уже существуют действующие механизмы.

Учителям из Новой Зеландии квалификацию признают автоматически. Но те, кто приехал из других стран, должны соответствовать условиям, налагаемым государственными советами по регистрации учителей или аналогичными органами.

В экстренных случаях работодатели могут подать заявление на ограниченную регистрацию для лиц, которые (пока) не соответствуют таким требованиям. Австралийский институт преподавания и школьного лидерства также проводит оценку навыков для учителей, прошедших обучение за рубежом, и также возможно пройти специальный курс.

Но автор статьи настроен скептически, поскольку видит, что пандемия COVID-19 сделала нехватку преподавательского состава глобальной.

«Это здорово, что министры образования согласны с тем, что нехватка учителей является проблемой, но их новый план игнорирует коренные причины, — пишет Вейч. — Хотя низкая оплата труда в Великобритании и некоторых штатах США может сделать Австралию привлекательной, нынешняя нехватка учителей в Англии, США и Канаде делает маловероятным, что их там будет много».

Не испытывает большой надежды профессор и на азиатские страны. «Хотя учителей можно найти и в других странах, таких как Индия, Малайзия и Сингапур, маловероятно, что их будет много, отчасти из-за длительных процедур регистрации и некоторой дискриминации при поиске работы. Более вероятным сценарием является усиление международной конкуренции за сокращающийся пул квалифицированных учителей по всему миру», — делает вывод он.

В доказательство своих слов Вейч приводит данные по англоязычным странам.

Англия

В Англии недавний опрос показал, что 70% учителей подумывали об увольнении, при этом более половины респондентов назвали низкую заработную плату ключевым фактором. Другой опрос показал, что почти 50% завучей или директоров школ планировали уйти в отставку после пандемии COVID, сославшись на непосильную рабочую нагрузку, низкую заработную плату и трудности с подбором персонала.

Нехватка персонала уже привела к тому, что Великобритания объединила классы, и теперь она ищет иностранных учителей, в том числе из Австралии.

США

В США аналогичная тенденция: широко распространенная нехватка учителей, усугубляемая пандемией COVID-19. Исследование, проведенное до пандемии в 2018 году, оценило нехватку в 112 тыс. человек, особенно в области математики, естественных наук и специального образования.

Опрос проведенный в 2021 году, показал, что 75% директоров школ и округов испытывают проблемы с поиском достаточного количества замещающего персонала для покрытия отсутствия учителей.

Штатам приходится прибегать к крайним мерам для заполнения преподавательских должностей во время пандемии. Один школьный округ в Техасе попросил родителей работать на заменах, чтобы восполнить нехватку педагогов. Некоторые техасские школы также перешли на четырехдневную рабочую неделю.

Тем временем штат Нью-Мексико в период карантинов использовал сотрудников Национальной гвардии и государственных служащих в качестве учителей-волонтеров, чтобы покрыть нехватку. Аризона теперь позволяет людям без высшего образования начинать преподавать (при условии, что они зачислены в университет).

Несколько штатов уже работают с агентствами по трудоустройству, чтобы найти квалифицированных иностранных преподавателей.

Канада

Канада также страдает от значительной нехватки учителей, особенно в школах с особыми потребностями, в раннем детстве и на уровне старших классов средней школы. Виной всему высокий уровень ухода учителей (в некоторых провинциях до 40% за первые пять лет работы).

Число учителей, замещающих учителей, также сократилось. В Квебеке, Британской Колумбии и Онтарио школьные советы связываются с вышедшими на пенсию учителями и несертифицированными инструкторами, чтобы заполнить вакансии. Саскачеван и Онтарио предлагают студентам последнего курса обучения временно замещать учителей.

Манитоба ввела «сокращенную программу обучения» продолжительностью 30 часов, которая обещает научить базовым навыкам в классе тех, у кого ограниченное разрешение на преподавание.

Канада также ведет международный поиск. В чем-то похожий на приоритет, предоставляемый квалифицированным работникам в австралийской схеме миграции, Федеральная программа квалифицированных рабочих Канады выделяет значительные баллы тем, кто имеет дипломы об образовании за рубежом, включая учителей.

ИА Красная Весна