Лучшие современные и советские практики должны быть использованы для создания собственной национальной эффективной системы высшего образования, заявил спикер Государственной думы РФ Вячеслав Володин в своем Telegram-канале 13 июня.
«Очевидно: западную модель в этой сфере нельзя слепо копировать. Правильно на основе лучших практик сегодняшнего дня и советского периода создать собственную национальную эффективную систему высшего образования», — написал он.
Володин отметил, что в опросе об отношении к Болонской системе, т. е. западной системе образования, негативно отнеслись 90% опрошенных из более 413 тыс. интернет пользователей и только 5% поддержали западные стандарты, еще 5% пользователей заявили о своем безразличии к данному вопросу.
Он указал, что вопрос изменения нынешней системы высшего образования будет обсуждаться в Госдуме 27 июня. В обсуждении примут участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков, представители вузов и эксперты.
Комментарий РВС
В постсоветский период опыт советского образования оценивался большинством политиков и чиновников как "отсталый", а на высшем уровне можно было услышать, что СССР только калоши производил. Однако, даже при наличии подобного громкого заявления до его практического воплощения может быть очень далеко.
Наиболее значимая часть слов Володина касается неких "лучших" образовательных практик, но критерий их оценки не уточняется. Советская школа, безусловно, не растила "квалифицированного потребителя", о котором говорил когда-то министр Фурсенко, но все же именно в позднесоветский период выросло поколение, которое не смогло защитить СССР от унитожения и в дальнейшем вполне благосклонно приняло дикий капитализм девяностых. О лучших образовательных практиках Запада в этом смысле и говорить не приходится.
Поэтому сейчас наиболее важно, чтобы власти определились с тем, какого же человека они хотят вырастить. Можно надеяться, что необходимость действовать против интересов ополчившегося на Россию Запада в какой-то степени приведет систему власти к "общему знаменателю", которым безусловно будет антинацизм.
И антинацизм определенно потребует опоры в виде советского опыта создания Человека, способного бороться с многоликим нацизмом. Но пока ни цифровизация, ни деградация школ и вузов еще не остановлены и фактических поводов для радости в системе образования маловато.