Две больших проблемы образования


Учителя нет

Процессы, проходящие в системе образования, в чем-то напоминают события 90-х годов. Тогда тоже была нехватка учителей, хотя и по другим причинам: демография, невыплаты зарплат бюджетникам и развал промышленности. Большим подспорьем для школы стало то, что после «перестройки» в нее пришли инженеры, решившие заниматься образованием детей, а не коммерцией. Однако впоследствии, в 2010-е годы, педагогов со стажем, включая бывших инженеров, руководство системы образования РФ начало выдавливать из школ, замещая молодежью, под предлогом того, что она лучше владела навыками работы с оргтехникой и соответствовала современным веяниям. Одновременно с этим власть имущими осознанно уничтожался престиж учительской профессии, которая была ими отнесена к сфере услуг. В итоге ожидаемо упало не только качество образования, но и возник дефицит учителей.

Таким образом, сегодня мы пожинаем плоды политики, более 30 лет проводившейся руководством постсоветской России, которое было более всего озабочено необходимостью соответствия глобальным «трендам», задаваемым Западом. При этом почему-то всегда умалчивается, что Запад считал постсоветскую Россию подмандатной территорией, на которой главным достоинством туземцев является покорность, а не образованность.

Затеяв СВО, власти наверное упустили из виду, что метрополия воспримет это как вопиющее непослушание и может в наказание отключить нас от всех «трендов».
В итоге для успешного ведения войны против западного мира мы должны восстановить собственную промышленность, не имея подготовленных инженерных кадров. Для того, чтобы они появились, нужны не только вузы и профессора, но и способные к обучению абитуриенты. Между тем построенное общество «грамотных потребителей» — это не общество созидателей, оно «грызть гранит науки» не приучено. В этом одно из основных отличий ситуации 90-х годов и современной действительности.

В школу, где правила игры задают «Митрофанушки», настоящих учителей не заманишь. Минпросвещения пытается соблазнить их деньгами, но «невидимая рука рынка» распределяет их среди руководства, приводя лишь к росту так называемой средней зарплаты, весьма уместной для красивых отчетов. Коммерциализация образования на деле хороша только для тех, кто поближе к «кормушке».

Минпросвещения пытается заманить в школу инженеров без педагогического образования, обещая переподготовку, но они и без того в дефиците. Весьма своеобразно дефицит учителей восполняют в Москве. В администрации города придумали «гениальную» программу повышения квалификации «Учитель физики старшей школы», на которой в онлайн-формате переучивают не только лиц с профильным непедагогическим образованием, но и преподавателей математики, информатики и химии.

Надо полагать, московские чиновники от образования при написании программы творчески переосмыслили «Тришкин кафтан» Крылова или вдохновлялись «Недорослем» Фонвизина. Одно из двух, на большее они не тянут и в этом проявляется ещё одна большая проблема. Долгие годы на руководящие посты в государстве шел отрицательный набор, результаты которого очевидны.