«Эйнштейн не зря играл на скрипке». Кургинян объяснил, когда наука убивает


Кузьма Петров-Водкин. Скрипка. 1918

Наука, если она лишена благоговения перед жизнью, неизбежно убьет человечество, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в интервью с Анной Шафран на «Радио Звезда», вышедшем 13 января на YouTube.

Анна Шафран спросила, откуда отдельные люди берут право судить о том, является ли человечество тупиковой ветвью на древе эволюции. Кургинян отметил, что это очень серьезный вопрос. Он объяснил, что если люди из высшей академической страты теряют этический стержень, то они становятся страшными людьми.

«Наука сама по себе уничтожит человечество. Это ощущение всевластия и права с рациональной позиции относиться ко всему, отсутствие благоговения перед жизнью, отсутствие настоящего уважения к человеку, отсутствие понятия своей ограниченности в том, что касается научно-технического способа понимания всего и вся, эта беспощадность эксперимента над чем-угодно — это свойства западной науки и науки в целом, которые мы еще не осознаем в их перспективе. Это очень жестокие свойства», — заявил философ.

Он подчеркнул, что у по-настоящему великих ученых эти свойства уравновешиваются их благоговением перед жизнью. Он рассказал, что его друзья из старшего поколения, поделились тем, как они слушали Нильса Бора, когда тот приезжал в Московский университет.

«Я самым простым занимаюсь, что может быть. Подумаешь, атом, микрочастицы. Ведь есть биология! А есть еще психология! А есть такая сфера как история — да там сам черт ногу сломит: это же всё так бесконечно сложно. Да куда же мы лезем своей примитивизацией?» — говорил Бор, один из величайших физиков ХХ века.

По словам Кургиняна, то же самое говорил Эйнштейн: что необходима осторожность, что есть что-то, к чему нельзя прикасаться. Политолог отметил, что, например, даже вопрос о черных дырах и о том, можно к ним прикасаться или нет, — это отдельный и очень непростой вопрос.

«Вот это ощущение „Осторожно, осторожно! Тут всё совсем не просто“ — оно свойственно только великим людям первой половины XX века. На этом всё остановилось. Эйнштейн не зря играл на скрипке. Он не зря мечтал быть смотрителем маяка. Это были люди с еще той культурной традицией, которая сдерживала в узде это научное безумие», — пояснил философ.

ИА Красная Весна