Грозят ли тюрьмой новые разъяснения ВС РФ об уголовной ответственности за оскорбление представителя власти


"Раскольников и Мармеладов в трактире". (Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание") Н. Н. Каразин, 1893

На заседании Пленума Верховный суд 1 июня 2023 года принял проект постановления «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 УК РФ».

Вслед за этим один из популярных Telegram-каналов вбросил панический комментарий о том, что принятые на Пленуме разъяснения Верховного суда относительно статьи 319 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за оскорбление представителя власти при исполнении им своих обязанностей в связи с их исполнением, что эти разъяснения якобы ужесточают систему наказания за оскорбление чиновника при исполнении «вплоть до серьезных тюремных сроков».

Telegram-канал подлил масла в огонь, добавив, что новые разъяснения Верховного суда якобы «только запутали ситуацию», и что отныне «всё будет "на усмотрение суда"». Автором комментария явно подразумевается, что усмотрение суда – это по определению что-то очень нехорошее, скверное и отвратительное.

Комментарий разлетелся по Сети, люди в панике. Ай-яй-яй, а как же свобода слова, а теперь чиновника-то и покритиковать нельзя!
Первая подмена в этом паническом вбросе – это чушь про «тюремные сроки». 

По статье 319 УК РФ о публичном оскорблении представителя власти, самое суровое наказание, которое может быть назначено, - это 1 (один!) год исправительных работ. Какие «тюремные сроки», господа, окститесь! Никакой суд, даже самый что ни на есть зловредный, не сможет назначить наказание суровей, чем то, которое прописано в законе.

Второе. Сама по себе диспозиция этой статьи (319 УК РФ) всегда имела размытую формулировку ("публичное оскорбление"), которая делала статью практически нерабочей.
А Верховный суд в этом постановлении Пленума как раз конкретизирует, уточняет норму, как бы придает ей некую форму для практического применения нормы об оскорблении представителя власти.

Так, Пленум указал, что для уголовной ответственности высказывание должно быть публичным, и оно должно носить характер именно личного оскорбления. В противном случае -  состава преступления нет. 

Критика, если она не содержит ругательных нецензурных слов, не пеняет на личность критикуемого, она и остается критикой, никто за критику не привлечет и не накажет.
Кстати, при обсуждении постановления по этому вопросу докладчик кратко описала типичные оскорбительные действия: когда, к примеру, с чиновника срывают погоны или форменный головной убор.

Те, кто станет вбрасывать в Сеть «конструктивную критику, выраженную в экспрессивной форме», не сомневайтесь: уголовное наказание за подобную «критику» получите вполне заслуженно.
Пленум Верховного суда никоим образом ничего не усложняет и не размывает толкование закона, отнюдь нет.

Уголовная ответственность за оскорбление наступает лишь тогда, когда фигурант назвал чиновника, к [грубому] примеру, «идиотом» или «бараном», то есть перешел на личность. Чем отличается критика от перехода на личности – этот вопрос может понять любой школьник, вовсе не надо быть здесь высоколобым юристом.

Одним словом, критиковать представителей власти - можно и нужно, если их деятельность заслуживает критики. Оскорбление их при этом - и бесполезно, и бессмысленно, и к тому же может оказаться уголовно наказуемым. 

Поэтому разъяснения Верховного суда чреваты наказанием лишь для слишком "экспрессивных" критиков, которые не могут обойтись без личных оскорблений.

Внимание: Не надо путать критику/оскорбление с  дискредитацией использования Вооруженных сил РФ (ст. 20.3.3. КоАП и ст. 280.3. УК РФ). Статьи о дискредитации ВС - это уже совершенно другие нормы, к оскорблению отношения не имеющие.