Ирландская учительница потребовала не портить детям детство домашними заданиям

Ирландия — страна небольшая, всего 5 млн населения. Однако она прочно встроена в англосаксонский мир и идущие там процессы, с одной стороны, часто являются отражением более общих тенденций, а с другой - иногда даже опережают западные тренды. Например, Ирландия, хотя и считается страной католиков, одной из первых одобрила инициативу по однополым бракам на общенародном референдуме.

Но эта новость о другой тенденции: разрушении образования под видом заботы о детях 6 января в популярной ирландской газете The Irish Examiner была опубликована заметка ирландской школьной учительницы Дженнифер Хорган, в которой та заявила о необходимости серьезной реформы образования. Заметка озаглавлена

«Я хотела бы многое изменить в нашей системе образования. Я хочу, чтобы она была добрее ко стольким молодым людям и родителям, директорам, учителям и помощникам детей с особыми потребностями. Но я также слышала, что когда дело доходит до изменений, лучше всего начать с малого. Итак, вот он — мой первый маленький шаг к более светлому миру для ирландских детей, родителей и учителей: ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ», — пишет она.

Свое желание она аргументирует, естественно, заботой о детях.

«Маленькие дети с этого дня, как я пишу об этом здесь, в моей еженедельной колонке, должны работать только в своих начальных классах, а затем они должны прекратить работать. Знаете, расслабьтесь. Смотрите телевизор. Поиграйте в настольную игру или займитесь спортом», — пишет она. Далее Хорган заявляет, что в Ирландии «одержимы» домашними заданиями а некие исследования (которые она не приводит), якобы показывают их ненужность и даже вредность для детей.

Вместо того, чтобы подкрепить свое заявление результатами этих научных исследования, учительница апеллирует к эмоциям, рисуя красочную картинку.

«Когда они приезжают домой, заваливаясь в дверь со своими полусъеденными яблоками и волосами набекрень, родители должны выгнать их на улицу, чтобы поиграть. И родители должны позволить им играть свободно, не паря вокруг, долдоня о фонетике и мелкой моторике. Учителя и родители должны позволить детям быть детьми», — патетически восклицает Хорган.

Становится любопытно, а эта учительница может провести мысленный эксперимент до конца? Ведь не только домашние задания являются насилием, а вообще обучение. У любого культурного человека, думаю, уже всплыл образ Фонвизинского Митрофанушки, который вообще не хотел учиться, а хотел жениться. Могло ли прийти кому-нибудь в голову, что в XXI веке взрослый человек, учительница (!) будет совершенно серьезно предлагать такое?

«Как и многие родители, я борюсь с экранным временем. Я стараюсь изо всех сил. Чистка зубов также является проблемой. Расчесывание волос ниже нормы, когда речь идет о самых маленьких. Но одна вещь, которую я не буду беспокоить, это их проклятое домашнее задание», — пишет она и, наконец, делает первую отсылку к произведению «Миф о домашнем задании» Альфи Кона. Затем идут другие упоминания ученых Джона Бьюэлла, который оспаривает, что выполнение домашних заданий помогает развивать дисциплину и Харриса Купера, который «находит больше доказательств того, что домашнее задание имеет смысл, чем старше становится ученик».

А не потому ли домашнее задание увеличивает свою значимость с возрастом ребенка, что он уже привык к его выполнению в младших классах? То есть отсылки Хорган противоречат друг другу.

В конце статьи она оговаривает, что в средней школе домашние задания уже правильно давать, так как это «готовит студентов к требованиям нашего (совершенно сумасшедшего) экзаменационног цикла». То есть подготавливает к нагрузкам и дисциплинирует! Статья заканчивается призывом начать с малого. «Внесите изменения. Шажок за шажком» — подытоживает Хорган. То есть отмена домашних заданий — только первый шаг на предлагаемом пути разрушения образования в Ирландии?

Казалось бы, ну какое нам дело до Ирландии, особенно в условиях противостояния с Западом и заявлениях о необходимости сбережения традиционных ценностей и опоры на наш собственный опыт? Но ведь отказ от прежних разрушительных тенденций, вроде тотальной цифровизации образования так и не произошел. Ну как эта инерция мышления российских чиновников касается не только упорства в реализации уже запущенных проектов, но и в ориентации на Запад вообще? По крайней мере пока всё выглядит именно так.