Изображение: Константин Маковский. Крестьянские дети. 1890
Многодетная семья
Единое понятие многодетных семей, которое бы одинаково трактовалось и регионами, и федеральными структурами, предложил установить 23 марта премьер-министр России Михаил Мишустин во время ежегодного отчета о работе правительства в Госдуме.
«Нужно сейчас подойти, чтобы установить единое понятие многодетной семьи, которое однозначно трактовалось как в регионах, так и в федеральной структуре, но здесь есть нюансы. Какие это нюансы? Это расходы бюджета. Понятно, да, что мы должны просто аккуратно все посмотреть», — сказал Мишустин.
Правительство рассматривает коррекцию возможностей для многодетных семей в соответствующем указе президента с перераспределением расходных обязательств.
«Что это такое? Это соответственно многодетные семьи сегодня уже имеют право на семейную ипотеку, соответственно там 6%, выплаты по 450 тысяч рублей для погашений ипотеки, бесплатные проезды, по-моему, выделение бесплатных земельных участков, если я правильно помню; прием детей в учреждения, в садики, по-моему, в приоритете. Мы просто аккуратно все посмотрим», — рассказал Мишустин и лично поддержал внесения определенности в понятие многодетной семьи.
Комментарий РВС
Отношение к многодетным семьям давно стало одним из камней преткновения российской семейной политики. Важнейшим фактором в этом смысле является вопрос считает ли государство многодетными опекунские "семьи", то есть граждан, которые не усыновляют детей, а лишь воспитывают их, получая от государства за этот труд вознаграждение. Учет таких семей как многодетных, конечно, создает позитивную картину.
Но ситуация усугубляется тем, что опекуны с одной стороны материально заинтерсованы в увеличении количества опекаемых детей, а с другой стороны могут от них в любой момент отказаться. Часто опекуны проявляют жестокость к детям - это признавал и Следственный комитет РФ. Случаи усыновления опекунами сирот крайне редки, потому что в таком случае, опекун во-первых, теряет материальную поддержку государства, а во-вторых опекаемый ребенок теряет право на получение жилья от государства по достижении совершеннолетия.
Не заинтересованы в усыновлении и муниципальные власти, так как в этом случае они теряют финансирование, выделяемое на ребенка, "оставшегося без попечения родителей". Это касается как бюджета детских учреждений, к которым приписан сирота (организации имеют подушевое финансирование), так и средств, выделяемых федеральным бюджетом на строительство жилья для сирот.
В итоге сформировался и уже много лет устойчиво работает так называемый "сиротпром" - механизм, в котором лишение родительских прав является одним из методов наполнения муниципальных бюджетов. На работу "сиротпрома" радикально не повлияло даже повышение выплат для семей с детьми. Способов вмешательства в семьи с последующим ограничением и лишением родительских прав у чиновников по-прежнему предостаточно. Если правительство на самом деле заинтересовано в улучшении демографии и восстановлении доверия семей к государству, то в таком виде "борьбу с сиротством" (при живых родителях!) оставлять нельзя. Но пока не похоже, что чиновников беспокоит этот аспект проблемы.