Одними деньгами российскую науку уже не спасти - академик РАН


Даже кратное увеличение финансирования российской науки не решит накопившиеся хронические проблемы, заявил председатель Сибирского отделения Российской академии наук (РАН) Валентин Пармон. Об этом 9 июня сообщает издание "Октагон".

Академик заявил, что для решения проблемы дефицита научных кадров нужно кратное увеличение финансирования науки и отказ от привязки зарплат ученых к среднему уровню заработка в регионе. Таким образом может быть решена проблема дискриминации научных кадров по географическому принципу.

"Если учесть разницу между средними зарплатами в столице и регионах (в Москве – 110 тыс., в Новосибирской области – 46,6 тыс. рублей), получается, что внутри страны имеет место дискриминация по географическому принципу – следствие конкретного управленческого решения", - рассказал Валентин Парамон.

Кроме того, ученый отметил, что Китай и США тратят на науку в десятки раз больше средств (КНР - в 32 раза больше, а США - в 40 раз больше). И хотя бюджет России меньше бюджета КНР в 13 раз и меньше бюджета США в 17 раз, увеличить научную строку бюджета нужно в два-три раза - до 3% от ВВП.

По мнению академика, в российской науке накопились хронические проблемы, выражающиеся в постоянном дефиците оборудования и расходных материалов, несовершенстве механизмов финансирования и распределения грантов, а также продолжающейся "утечкой мозгов".

"Отдельный вопрос – приведет ли рост финансирования к прорывным достижениям российской науки. Практика показывает, что проблемы связаны не только с нехваткой денег, но и с особенностями организации научного процесса, а также с пресловутой утечкой мозгов", - пояснил Валентин Парамон.

Комментарий РВС

Тезис «не все проблемы науки определяются деньгами», конечно же, верный. Совершенно справедливо автор статьи в «Октогоне» в итоге приходит к выводу, что финансовые, организационные и кадровые проблемы российской науки носят системный характер.

При этом очевидно, что решить их только с помощью выделения денег, усиления контроля и создания ресурсных центров невозможно. Вот только вывод о том, что переломить ситуацию можно, изменив стереотипы, сложившиеся в науке за прошедшие 30 лет, причем делать это должно Минобрнауки, не выглядит убедительно.

Люди, сидящие в Минобрнауки, являются частью системы, и сами себя не «высекут». Даже если все чиновники одного ведомства в один прекрасный день прозреют, осознают всю бренность своего существования и начнут вести высокодуховную жизнь, то останутся «непросветленные» чиновники других ведомств.

Системные проблемы на то и системные, что не имеют частного, локального решения. Главным стереотипом постсоветской реальности является приоритет материального, постулат о том, что всё определяется экономикой. Решение этой системной проблемы может быть только общим, в отношении ко всему устройству постсоветского государства, поставившего во главу угла коммерцию и приоритет личного благополучия.

Начинать надо с того, что руководство страны должно признать это, «покаяться», после чего можно будет начать выстраивать справедливые общественные отношения, основанные на доверии.