Британский опыт десмартфонизации школ

Влияние смартфонов и тех материалов, доступ к которым они обеспечивают (соцсети, игры), на детей обсуждается во всем мире. В тех странах, где некоторые запреты уже введены, рассматривается возможность их ужесточения.

В Великобритании сейчас запрет смартфонов в школах рекомендован, но его реализация оставлена на усмотрение самих школ. На сайте библиотеки палаты лордов (верхняя палата британского парламента) 21 ноября появился материал, обобщающий практику запретов смартфонов в школах.

Вкратце перескажем его содержание, желающие могут ознакомиться с полным материалом по ссылке.

Описывая научные изыскания, авторы статьи отмечают, что большинство исследований подтверждают негативное влияние смартфонов на детей. Приводится ссылка на исследование, которое показало, что даже выключенный телефон снижает когнитивные способности его хозяина.

Даже если ребенок не пользуется смартфоном в школе, но его сверстники пользуются им, это также отвлекает и негативно влияет на успеваемость. И наоборот, большинство приведенных исследований показывает, что отказ от смартфонов улучшает успеваемость — в одном исследовании было показано, что отказаться от смартфонов — это всё равно, что добавить пять учебных дней в году.

Большинство опрошенных детей признавали вред смартфонов в учебе (45%), тех, кто это отрицал набралось только 30%. Кроме того, высказываются опасения, что смартфоны могут нести другие проблемы детям: травля в интернете и провоцирование деструктивного поведения.

Аргументы против запрета мобильных сводятся к следующему:
- дети могут не научиться самостоятельно ограничивать использование телефонов, их надо этому учить в школе;
- соцсети слишком важны в современном мире, поэтому надо не запрещать, а учить «ответственно пользоваться» цифровыми устройствами;
- запрет не будет работать, потому что дети будут его нарушать, да еще и бунтовать против этого;
- смартфоны могут использоваться в целях учебы (цифровое образование), для получения знаний из интернета, для коммуникаций, в медицинских целях (например, напоминание о приеме лекарств), либо для необходимой связи с семьей или опекунами.

В настоящее время 16% британских школ прямо запретили использовать детям смартфоны, 33% имели срогую политику неиспользования телефонов, а 48% разрешали пользоваться телефонами в определенное время.

Большинство британцев с запретами согласны. 30% считают, что смартфон надо детям давать с 11 лет, 28% — с 13. При этом 22% запретили своему ребенку носить смартфон в школу, 14% сами его отбирают, а 13% купили ребенку кнопочный телефон.

17 октября в парламент был внесен законопроект о законодательном запрете использования в школах смартфонов для защиты благополучия детей. Правительство не поддержало законопроект, но депутаты продолжают его рассматривать. Второе чтение состоится 7 марта 2025 года.

Подытоживая материал можно сказать, что в Британии, как и у нас, пока политики сомневаются и спорят, решающую роль в защите детей от смартфона играют родители.