«Придворный» ВЦИОМ занялся привычным делом: пропагандой. На этот раз — цифровизации образования.
Центр пытается выдать давно продвигаемую концепцию пожизненного обучения за «тенденцию». Хотя основная тенденция уже давно описана и продвигается: снижение качества массового среднего образования путем цифровизации и создание немногочисленных настоящих школ с очным образованием для детей «элиты» и немногих победителей олимпиад.
Остальным будут учить кое-как, чтобы была потребность в постоянном дообучении отдельным навыкам. Это выдается как нечно прогрессивное под предлогом быстрых изменений действительности.
На самом деле одни из самых быстрых темпов изменения действительности показывал некогда СССР. Страна стремительнейшим образом индустриализировалась: буквально за пару десятков лет.
Создав тысячи заводов и обеспечив их квалифицированными кадрами в кратчайшие сроки, наша страна выиграла техническую гонку в военной сфере, затем в сфере ядерной, затем в космической. Выпускники советских школ — ученые и инженеры — создавали прорывные решения с огромной степенью новизны, двигали вперед мировую науку как в области фундаментальных исследований, так и в прикладных сферах.
Прогресс был обеспечен не за счет отбора самых талантливых на ранних стадиях обучения (когда нельзя, как правило, оценить весь потенциал человека), а за счет массового качественного образования. Это было де-факто признано во всём мире, который пытался перенять советский опыт образования и воспитания.
Сейчас же мы пытаемся соревноваться с Западом, следуя за ним в кильватере. Принцип пожизненного обучения — это продвигаемая на Западе концепция lifetime learning, в которой нет ничего революционного, это попытка сделать более контролируемым общество и подсадить граждан на услуги компаний, предоставляющих образовательные услуги.
Отдельно следует отметить подмечаемые ВЦИОМ проблемы, а именно, разрыв между образованием, наукой и запросами экономики, затруднение доступа к науке, снижение мотивации учеников и учителей. Совершенно очевидно, что эти проблемы есть прямое следствие реформ в образовании.
Так, понижение качества образования имеет следствием затруднение доступа к науке: как можно выбрать свой путь в науке, если ты не знаешь азов? Да и в институте учиться гораздо труднее, если хромает подготовка в школе.
Снижение мотивации учителей связано с низкими зарплатами и дополнительной нагрузкой, не связанной с преподаванием и обессмысливающей труд педагога. А следом за этим идет и снижение мотивации учеников, которых задавленным бюрократией и бытом учителям труднее зажечь.
Подавая всё это как «тенденции», ВЦИОМ пытается убедить граждан, что это происходит как бы само собой. Но мы отлично знаем, что такое положение дел сложилось не случайно: его создавали и делалось это целенаправленно.
Взяв на вооружение советский опыт, можно кардинально изменить правила игры и дать «ассиметричный ответ» в противостоянии с Западом. ВЦИОМ же пытается выдать проигрышные западные концепции за некий «взгляд в будущее».
Впрочем, надо признаться, что польза от такого самосбывающегося пророчества есть. В нем открыто говорится, что образование продолжат корежить быстрыми темпами: ВЦИОМ объявил, что в этой области будут самые быстрые изменения. А уж что властные тенденции в Центре улавливают хорошо, мы не сомневаемся.