Оптимизация школ продолжается

Слово «оптимизация» давно приобрело негативный оттенок — и это не случайно. Не так давно по России прокатилась волна «оптимизаций» школ, о которой мы не раз писали, она подтвердила тенденцию.

После объединения школ и детских садов в образовательные комплексы возросла нагрузка, на учеников, учителей, управляющий и вспомогательный персонал, родителей. Нам рассказывают, как ученикам теперь приходится дальше ходить в школу (потому что старшие классы учатся в одном «корпусе», а младшие ­— в другом), учителям приходится бегать между школами, родителям, а перегруженные директора могут даже забыть закупить учебники.

Основная причина одна. Оптимизация происходит по единственному параметру: экономическому. Чем дешевле обходится процесс обучения — тем лучше.

Мы уже обращали внимание на то, что предельная оптимизация будет достигнута тогда, когда в школах закончатся учителя. Ведь оплата труда педагогов, несмотря на низкие зарплаты, составляет главную статью затрат.

А качество обучения, по сути, никто не принимает во внимание. Оцените свежее высказывание на тему оптимизации заместителя директора Института содержания и методов обучения Владислава Разумовского:

«Проведенный анализ протекания процессов в 21 школе и 3 детских садах 7 регионов Российской Федерации позволил выявить 4 направления внедрения методологии бережливого производства в деятельность общеобразовательной организации, в рамках которых подтверждено улучшение и оптимизация образовательных и вспомогательных процессов».

Одновременно продолжает продвигаться непрерывное образование педагогов, ведь многочисленным конторам для обучения учителей тоже нужно оптимизировать свои доходы.

Так что наши школы будут продолжать оптимизировать. Остановить этот чудовищный процесс может только полная перестройка государственной политики в сфере образования, чтобы оптимизация шла по каким-то другим критериям, кроме денежных.

И начинать надо, как мы уже не раз говорили, с определения целей образования. Пока признаков этого, к сожалению, не видно.