
Очередное нововведение, по выставлению отметок за поведение, перестает быть экспериментом и будет внедрено со следующего учебного года повсеместно. Как обычно, без широкого общественного обсуждения результатов эксперимента и необходимости внедрения этой меры.
А к результатом эксперимента очень большие вопросы. Как-то за скобки было выведено главное: а позволяет ли это выставление оценок позитивно повлиять на воспитание школьников?
Самое странное (но это привычная странность), что это, похоже, не только не оценивалось, но даже не пытались этого достигнуть. Как позитивный результат эксперимента было заявлено малое число низких оценок по поведению.
Но ведь как только оценочный критерий становится целью оптимизации, он теряет достоверность (см. Закон Гудхарта). Система подстраивается: «Вы хотите видеть только хорошие оценки по поведению — мы обеспечим!»
При этом поведение может даже ухудшиться, это не помешает показателям расти, особенно если есть финансовые или иные стимулы за повышение показателей. А, судя по сведениям об экспериментальном внедрении оценок за поведение, их использовали, в том числе, для «мягкого» принуждения к посещению необязательных воспитательных занятий вроде «Разговоров о важном».
Пока это принуждение мягкое, но с внедрением оценок за поведение (которые, напомним, собирались обязать учитывать при поступлении в вузы), он может становиться жестче, превращаясь в первую ступень системы социальных рейтингов. Диктатура в стиле Оруэлловского «1984» постепенно разворачивается.