Родители объяснили министру Кравцову, каким должно быть школьное образование

Введение дистанционного образования в связи с короновирусными ограничениями взбудоражило родителей по всей России. Родители стали организовываться в комитеты по защите традиционной формы очного образования. Данное гражданское пробуждение оказало сильный эффект на родительское сообщество России - у многих открылись глаза на то, что происходит со школами в стране. Активные родители увидели, что  система будет давать все меньше образованных людей. Многие родители отметили, что развал среднего образования ведется системно как через составленные без учета возрастных особенностей детей программы ФГОС, набившие оскомину экзамены ЕГЭ, а также навязчивое желание власти подсадить школьников на гаджеты и впустить в школьную среду коммерческие образовательные платформы с сомнительным контентом. В сложившейся ситуации родители высказывают свою точку зрения о том какой должна быть современная школа и требуют от министра просвещения Сергея Кравцова вернуть лучшие подходы советской системы школьного образования. 

 

Уважаемый Сергей Сергеевич!

В рамках анонсированной Вами кампании по сбору предложений по улучшению системы образования Новосибирский комитет по спасению очного образования (далее Комитет или КСОО Нск) направляет в Ваш адрес консолидированное мнение родителей, присоединившихся к нашему движению, по обозначенной теме.

Комитет был создан 22 ноября 2020 года в Новосибирске по итогам работы форума родителей Новосибирской области, выступающих за сохранение очного образования и против насаждения дистанционного обучения. На мероприятии присутствовали родители 35 образовательных учреждений. В дальнейшем к требованиям форума присоединились более 3500 граждан.

Мы последовательно выступаем за недопущение подмены очного образования в школах/техникумах/лицеях/вузах и пр. суррогатным дистанционным или электронным/цифровым, как под видом технического прогресса, так и под предлогом борьбы с коронавирусной инфекцией сейчас и какими-либо инфекциями в будущем.

Свою позицию выражаем всеми законными способами, включая публикацию соответствующих материалов в Интернете, проведение публичных акций и круглых столов, раздачу листовок и пр. Также считаем возможным отреагировать и на Ваше предложение.

В последнее время мы с прискорбием наблюдаем, как бездумно продвигается цифровизация в образовании. Пока ещё данный процесс не зашёл далеко, настаиваем на пересмотре планов в этом вопросе.

На территории нашей страны как государственные, так и частные структуры уже подключились к цифровизации образования и ими активно реализуются различные проекты.

Мы не выступаем против оснащения школ и иных учебных заведений современным оборудованием, подключения их к высокоскоростному Интернету или электронному документообороту среди сотрудников образовательных учреждений. Однако, наряду с этим продвигаются и цифровые образовательные технологии (как бы они не назывались), а это неизбежно приведёт к негативным последствиям, в том числе влияющим на обороноспособность нашего государства и на его безопасность.

Применение цифровых технологий отрицательно сказывается на качестве образования.

При рассмотрении недостатков внедряемых цифровых технологий даже не так интересны широко обсуждаемые проблемы несовместимости образовательных программ различных цифровых платформ, их несогласованность с тем, что преподают в образовательных учреждениях. Это теоретически можно исправить.

Но ведь уже научно доказано то, что дети хуже воспринимают информацию (а иногда практически никак не воспринимают), поступающую через электронные носители.

Поэтому, какой бы высокопрофессиональный учитель не вёл урок (запись которого потом будет транслироваться детям), ученики из этого урока мало что запомнят. Как бы хорошо не был составлен электронный тест или иной обучающий материал, ребёнок после прохождения соответствующего курса практически ничего не запомнит.

Учёные всего мира уже заявляют о возникновении цифрового слабоумия (digital dementia), являющегося прямым следствием цифровой зависимости. Болезнь приводит к примитивизации мышления, утрате навыков общения и неумению решать жизненные задачи без помощи гаджета.

Немецкий психиатр, исследователь головного мозга Манфред Шпицер доказал, что чрезмерное использование цифровых устройств приводит к разрушению познавательных способностей. 

Британский учёный Сьюзан Гриффилд присоединяется к этому мнению и утверждает, что дело касается не только памяти. Поскольку технологии становятся все более биологически интегрированными, они скоро станут не просто дополнением к мозгу, но заменят его.

Также для электронного и цифрового обучения нужна иная мотивация, чем мотивация, имеющаяся у большинства школьников и даже студентов. Лишь малое количество учащихся вне «дисциплинарного корсета» способны на достаточную самоорганизацию, необходимую для усвоения знаний на должном уровне.

Кроме этого, при использовании цифровой формы обучения нарушается непосредственная связь педагога с учеником/студентом. Учителя не получают своевременно обратной связи и не могут вовремя реагировать на проблемы обучающихся, возникающие при освоении учебной программы.

При продвижении инициатив, предполагающих использование гаджетов и цифровых технологий в образовательном процессе, подобные мнения учёных замалчиваются.

Хочется акцентировать внимание на ещё один существенный недостаток цифрового обучения — ухудшение психического и физического здоровья детей.

Это связано с увеличением времени, проведённого учениками за экранами мониторов и за использованием гаджетов, при том, что подрастающее поколение и так зачастую всё своё свободное время проводит в сети. Дети становятся нервными, раздражительными, падает зрение, ухудшается осанка и пр.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России с 27 апреля по 26 мая 2020 года провёл исследование «Самочувствие школьников при дистанционном обучении в период эпидемии COVID-19» и также указал на негативные воздействия такого вида обучения (Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья No 2—2020).

Кроме того, разрушаются детские коллективы и молодые люди не получают необходимых навыков общения.

Дистанционные/электронные/цифровые форматы обучения ничем не помогут и в реализации воспитательной функции образования.

Также озвучиваются, а в ряде случаев уже и реализуются в системе образования проекты по популяризации социальных сетей. Авторы проектов утверждают, что дети и так активно пользуются соцсетями, поэтому это можно использовать в образовательных целях. Также говорится, что будет создан безопасный для детей «Белый Интернет».

По факту же число групп с опасным контентом неуклонно растёт. В них тщательно готовят комментарии с учётом психологических особенностей детей, с использованием популярной молодёжной риторики. Детей втягивают в деструктивную деятельность. Мы считаем, что сознательно затаскивать подрастающее поколение в соцсети — преступно. Необходимо хотя бы школы сделать «свободной территорией» от подобной заразы.

В итоге мы можем получить ущербное поколение, которое будет отличаться низким интеллектуальным уровнем и неполноценностью в физическом и психологическом плане.

При этом особо обращает на себя внимание тот факт, что перечисленные выше проблемы совершенно не учитываются при продвижении цифрового обучения.

Даже в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» среди основных задач нет ни одного показателя, касающегося качества образования.

Например, говорится, что к концу 2024 года для не менее 500 тыс. детей в 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации будут внедрены в основные общеобразовательные программы современные цифровые технологии. Описываются цифровые технологии, но как они повлияют на качество образования (и здоровье детей!), вообще не сказано.

Где тот показатель, по которому можно будет судить об успешности данного проекта в основном вопросе — вопросе образования?!

Поэтому всё, что мы видим — это продвижение цифровизации образования ради самой цифровизации образования, хотя формально заявляются более конструктивные цели.

Мы обозначили лишь часть явных недостатков цифрового обучения, которое чиновники (в своих ответах) называют очным, прикрывая юридическим термином изменение содержания реального образовательного процесса.

Нужно приостановить проекты по цифровизации образования, касающиеся непосредственного очного обучения детей.

До реализации подобных проектов представить общественности неопровержимые доказательства того, что введение цифрового обучения не скажется отрицательно на здоровье детей и положительным образом повлияет на качество полученных учащимися знаний.

Так как подобные «цифровые трансформации» в образовательной сфере касаются широкого круга лиц (включая несовершеннолетних детей), считаем, что перед запуском проектов должны проводиться открытые публичные обсуждения. С приглашением всех желающих, а не только родительских организаций, контролируемых/опекаемых властью.

Сейчас же мы можем наблюдать ситуацию, когда Правительство РФ принимает постановления, против которых выступает подавляющее большинство граждан страны. Данный факт фиксируется, в том числе, и при голосовании через Госуслуги на соответствующих ресурсах.

Также напоминаем Вам, что у нашей страны имеется собственный опыт в образовательной сфере, как советский, так и досоветский (при том, что в СССР многое было унаследовано от российской педагогики).

Именно благодаря советской системе образования наша страна была первой в космосе и добилась выдающихся успехов во многих других областях.

Поэтому мы не видим веских причин, по которым у нас происходит копирование того же Болонского процесса. Из-за этого копирования можно наблюдать лишь резкий откат нашей страны назад по качеству образования на всех уровнях.

Также считаем недопустимым отказ от знание-ориентированного подхода к наполнению содержания образования. Под рассуждениями о необходимости обучения компетенциям и уважения различных точек зрения и личности обучающийся, кроется слом всеобщего равного образования и лишение человека возможности самостоятельного выбора своего жизненного пути.

Безусловно, бизнесу выгодно формировать узких специалистов в различных областях и он хотел бы начать это делать со школьной скамьи, в том числе организовав тотальную слежку за детьми через введение «цифрового портфолио».

Однако именно это лишает человека свободы выбора своего пути, так как он будет загнан с самого детства в узкую колею данных ему компетенций.

Человек должен «впитывать» знания, которые в дальнейшем будет использовать в той профессиональной области, которую выберет. Если же выбранная область его не устроит, он сможет её поменять.

При этом данные вопросы не могут оставаться в стороне и от главного вопроса: каким человек должен быть? Чем его должна наполнить школа, для того чтобы он смог отличить добро от зла?

Текущее же положение дел в системе образования показывает, что огульный отказ от предыдущего опыта в данной сфере и заимствование западного опыта (при этом явно не лучшего) губительным образом сказывается на уровне образования, моральном и физическом состоянии молодого поколения.

Поэтому необходимо решительным образом пересмотреть политику в образовательной сфере, взяв на вооружение всё лучшее, что у нас было и дополнить современными качественными элементами.

Мы - члены комитета, родители, крайне обеспокоенные состоянием школьного образования в России, считаем, что необходим решительный пересмотр политики в образовательной сфере и в первую очередь на уровне отвечающего за образование министерства, с учетом всех вышеуказанных аспектов. 

Председатель КСОО НСК А. Г. Болдырев