Не успели мы рассмотреть случай с детьми, вытащившими на рельсы бетонную плиту, чтобы посмотреть на крушение поезда, как произошло вот такое: "Житель Барнаула списал убийство родственников на компьютерную игру".
Двадцатилетний внучек нанес 20 ножевых ранений своей бабушке и еще десяток - деду, со смертельным исходом для последнего. Вину "мальчик" признавать отказывается, так как, по его мнению, за убийством стоит персонаж из его компьютерной игры. Вопрос о мере пресечения пока не решен.
Ну что тут можно сказать? Герой статьи, полностью потерявший чувство реальности, без сомнения болен и нуждается в помощи специалистов. Однако нельзя сказать, что бегство от реальности - проблема отдельных уникальных индивидов, никак не являющихся носителями характерных черт нашего современного общества. Да, вопросом бегства в мир грез деятели культуры задавались задолго до нас. Философы, романтики тех или иных школ, сюрреалисты и многие другие... Но все они признавали, что бегство так притягательно из-за неприглядности реальности и что это именно бегство. Романтики, мечтая, не переставали желать изменить окружающую действительность к лучшему. Шекспировский Гамлет говорил: "Поместите меня в скорлупу ореха - я и там буду чувствовать себя повелителем бесконечности. Если бы не мои дурные сны...". То есть Гамлет все же не не отказался от реальности и предпочел бороться с ее недостатками. Наш же "герой" полностью ушел в виртуал и даже не заметил, как убил своего родного деда. Новизна нашей эпохи не в том, что люди уходят в мир грез, а в том, что они бегут в мир фантазий насовсем, при этом яростно отрицая реальность.
Это неудивительно. В современной масс-культуре все чаще проводится мысль о том, что виртуальность ничем не хуже реальности, да что там - виртуальность куда лучше. Фильм "Матрица" был всего лишь одной из первых ласточек.
Например, относительно недавно вышел римейк фильма девяностых - "Total recall" ("Вспомнить все"). В этом фильме рассказывается о недалеком будущем человечества, которое научилось вкладывать в мозг отдельного человека воспоминания о событиях, которых он никогда не переживал. Вообще-то совершенно не обязательно, чтобы кто-то эти события переживал. Воспоминания в этом фильме можно сочинить и визуализировать, а потом загрузить в человека, как будто они его собственные. Это... ну как получить копию в отсутствии оригинала, по-другому и не скажешь. Буквально каждый буквально может побывать и Отелло, и Яго, и бог знает еще кем. Когда главный герой, узнав о технологии фирмы Total recall восклицает: "Но ведь есть же реальность!", - то сразу получает ответ: "А что есть реальность, как не набор импульсов в нашем мозгу? Какая разница что их вызывает?" Авторы фильма как бы намекают нам: "Реальность отвратительна и неисправима. Чем плохо, если с развитием технологий человечество сможет уйти в мир грез полностью, насовсем отдастся суперсовременной интерактивной игре?"
Обществу довольно давно навязывают мысль о том, что уход в виртуальный мир - благо. Что скоро исчезнут все различия между симуляцией и реальностью, между сущностью и явлением, между реальным и его концептом. И самое главное, что говорится об этом без сожалений и опасений. Мир грез предстает таким привлекательным, что иногда становится трудно понять: почему же так плохо оставаться в нем? Современные деятели масс-культуры ласково затягивают нас в мир грез, снов и небытия. Очень хочется образам нынешней культуры смерти противопоставить образы культуры накаленной воли к жизни.
В. Маяковский.
Вот так можно справляться с невзгодами. Залогом развития человека и общества в целом служит борьба и творческое преображение реальности. Бегство от нее всегда заканчивается безумием и смертью.
Геннадий Барсуков. РВС.