Оптимизация здравоохранения в Кузбассе наступает. Под ударом Новокузнецк

На фоне благих пожеланий и «косметических» предложений представителей действующего правительства России по улучшению здравоохранения в регионах продолжается губительный процесс оптимизации медицинских учреждений. В рамках общего процесса коммерциализации медицинской помощи проводится укрупнение как организаций здравоохранения, так и медицинских служб.

Читайте также: В Кузбассе решили сделать единую областную скорую помощь

В результате небольшие больницы и поликлиники в сельской местности закрываются, что снижает доступность медицинской помощи. Всё это, безусловно, влияет на рост заболеваемости, который в некоторых регионах за последние годы вырос в несколько раз. Так, заболеваемость населения Сибирского федерального округа с 1992 по 2015 год выросла на 32% до 848 на 1000 человек.

Читайте также: Заболеваемость населения Сибири в контексте российских тенденций

На фоне общего неблагополучия в системе здравоохранения совсем странными выглядят поручения председателя правительства России Дмитрия Медведева в рамках национального проекта «Здравоохранение». По итогам форума о реализации национальных проектов, который прошел 27 апреля, Медведев дал три поручения Министерству здравоохранения.

Читайте также: «Единая Россия» объяснит, как клеить обои в горящем здании здравоохранения?

Они посвящены мерам по уменьшению сроков ожидания врачей, созданию узкопрофильных коек на базе центральных районных и участковых больниц для сельских жителей, а также пропаганде здорового образа жизни.

Странность этих поручений заключается в том, что все пожелания правительства очень напоминают поклейку обоев в горящем доме. Стратегическое направление в развитии медицины остается неизменным — это максимальный вывод здравоохранения в конкурентную рыночную среду, что остается ключевым разрушительным фактором. Очевидно, что этот постулат останется неизменным при действующем правительстве.

В качестве примера нелепости и полного отсутствия связи благих пожеланий Медведева с реальностью приведем ситуацию с закрытием четвертой поликлиники в Новокузнецке.

Четвертая поликлиника обслуживала новокузнецкий район Абашево, в котором проживает около 15 тыс. человек. До закрытия к поликлинике были прикреплены около 11 тыс. человек. В настоящее время чиновники заявляют о чуть более 6 тыс. прикрепленных, которые посещают первую поликлинику. На основании этого и планируют «оптимизировать» поликлинику.

2 апреля 2019 года руководитель новокузнецкого управления департамента охраны здоровья населения Кемеровской области Олег Евса на встрече с жителями района заявил, что поликлинику оптимизируют в учреждение «общеврачебной практики».

Чиновник сослался на нормативы Минздрава, в которых на 10 тыс. населения рекомендуется именно этот тип учреждений. Таким образом, полноценную поликлинику в 700 кв. метров переведут в амбулаторию на 150 кв. метров. В оптимизации все средства хороши. «Для сохранения четвертой поликлиники в существующем здании требуется ремонт, на который у нас нет денег, а также нам нечем (некем) её заполнять», — заявил Евса на встрече с жителями района.

Холодный расчет мертвого чиновника моментально улавливается живым активизмом неравнодушных граждан, которые не могут смириться с переводом медицинской помощи в сферу услуг. «Лечебное учреждение оказывает медицинскую помощь, в этом разница между нами и вами. Вы говорите услуги, мы — помощь. Помощь не может производиться за деньги, и это не услуги», — настаивали активисты.

Нужно отметить, что в 2009 году после проверки поликлиники на пожарную безопасность надзорным ведомством было выдано предписание на устранение нарушения — сменить пожароопасные настенные ПВХ-панели. Однако до 2016 года нарушение не было устранено, и суд отказался продлить срок исполнения предписания — 17 мая 2017 года поликлиника была закрыта.

В 2018 году было выделено около 1 млн рублей на ремонт, но деньги были потрачены на составление сметы для капитального ремонта, а не устранение предписаний. В итоге для капитального ремонта поликлиники уже потребовалось 30 млн рублей. В результате все пациенты закрывшейся поликлиники стали ездить в соседнюю первую поликлинику. И без того перегруженное медучреждение стало почти недоступным. Об огромных очередях в первой новокузнецкой поликлинике говорится в этом ролике.

Основной аргумент чиновников: слишком дорого держать большие площади и набрать полный штат специалистов. «Мы тоже зарабатываем деньги, жизнь сегодня такая! Некем наполнять! У нас узких специалистов нет на одну поликлинику, а надо будет растягивать на две. Сегодня ситуация, что некому работать»,  — заявил Евса.

Кто же виноват, что некому работать? Главный врач 11-й городской больницы Новокузнецка Алишер Баховудинов высказал свои предположения о нехватке узких специалистов на очередной встрече с общественностью 4 апреля. Главврач перечислил условия, которые созданы для привлечения специалистов, а потом заявил: «Человек, пришедший на платный прием в частный центр, нацелен на результат и заинтересован в эффективном лечении. А на бесплатный прием часто приходят пожаловаться, поскандалить». Вот так, народ не тот! Все условия созданы, а специалисты не идут, потому что боятся людей.

Добавим также, что в Новокузнецке близится к завершению процесс присоединения больниц № 11 и № 16 к первой городской больнице. Объединение вписывается в общий процесс оптимизации здравоохранения области, запущенный осенью 2018 года. Флаг оптимизации гордо подняла заместитель губернатора Кемеровской области по социальным вопросам Елена Малышева осенью 2018 года.

4 октября 2018 года она заявила: «Оптимизация площадей, маршрутизация пациентов. Непопулярность этих мер заключается в том, что оптимизация площадей будет подразумевать закрытие некоторых учреждений. Я говорю о неконструктивном использовании помещений под эти больницы». Она добавила, что доступность помощи — это не близость поликлиник, а качество оказанной помощи.

Читайте также: Признав медицину бизнесом, чиновники открыли ящик Пандоры — кузбасский врач

На примере четвертой поликлиники в Абашево видно, что площади оптимизировали, шаговую доступность сократили, но и качество не повысили — очереди возросли, численность узких специалистов не увеличилась. Тогда о каком повышении качества говорит Малышева?

Новокузнецк, как и Кемеровская область, отражают системный кризис в здравоохранении России. Рассмотренные примеры наглядно характеризуют регресс, запущенный в нашей стране после распада СССР. Региональные чиновники всеми правдами и неправдами, подобно наперсточникам, стремятся избавиться от «ненужных» помещений и оптимизировать бюджет. Но куда деваться простому человеку? На этот вопрос Дмитрий Медведев не дал ответа. Его, вероятно, больше заботит цифровизация очередей, авось не так возмущаться будут.

Читайте также: Жители Кемерово: оптимизация медицины доведет до ее гибели

Источник