95 лет журналу «Мурзилка»
Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
16 мая свой 95-летний юбилей празднует известный каждому советскому ребенку детский журнал «Мурзилка». В преддверии праздничной даты корреспондент ИА Красная Весна пообщался с главным редактором журнала «Мурзилка» Татьяной Андросенко, которая возглавляет журнал с 1985 года.
Главный редактор журнала «Мурзилка» Татьяна Андросенко
Галина Смирнова © ИА Красная Весна
Корреспондент: На пороге 95-летнего юбилея журнала «Мурзилка», который мы помним и любим с детства, с которым связаны самые теплые наши воспоминания, хочется узнать, как сейчас обстоят у него дела.
Татьяна Андросенко: Спасибо большое! Спасибо, что вы помните! За поздравления. Журнал пользуется успехом, несмотря на то, что на полках наших магазинов и киосков лежат другие детские журналы — в основном переводные, западные издания с яркими, но страшными рисунками — я уже не говорю про тексты!
Журнал пережил те трудные годы, когда отметалось всё «совковое», всё советское. Но прошло несколько лет, и мы начали получать письма, что «Дорогой Мурзилка, я тебе изменял, но больше изменять не буду». В общем-то, и снова выписывают. По итогам 2019 года, «Мурзилка» снова — лидер подписки. Журнал современный, журнал для современных детей.
Корр.: Вы как раз коснулись такой темы, что не все нынешние издания держат определенную планку, которая существовала раньше в высокохудожественном и ценностном планах. Эту проблему Вы видите? Она существует?
Т.А.: Мы почти единственный в мире литературно-художественный журнал: есть журналы для детей, журналы комиксов, журналы картинок, а вот литературно-художественного — нет. Не зря мы в 2012 году занесены были в Книгу рекордов Гиннеса как единственный в мире литературный — и именно художественный — журнал с такой длинной историей. Переводные же, зарубежные журналы ребенок откроет, поохает над рисунками и, закрыв, уже к нему не вернется.
Наш журнал можно долго читать, рассматривать одному и со всей семьей: приложения позволяют поиграть с друзьями настольно, делать альбомы из картинной галереи. Ведь ребята, особенно в сельской местности, не имеют возможности приехать в музей и посмотреть картины, а так они в каждом номере знакомятся с творчеством одного из художников. А через творчество художника с историей страны своей. Размещаются в журнале и литературные кроссворды, специально подготовленные для «Мурзилки» по страницам детской литературы.
Детский журнал "Мурзилка". 1931
Изюминка же журнала в том, что он друг для ребенка: дети могут с ним и посоветоваться, и секреты свои рассказывать, и получить ответы на свои вопросы. Потом, Мурзилка, несмотря на то, что ему 95 лет, — ровесник нынешних детей: он с ними и в школе, и в играх, и летом, и в путешествиях.
Корр.: То есть если написать Мурзилке, он обязательно ответит? И какие вопросы дети доверяют Мурзилке?
Т.А.: Мы получаем очень много вопросов, в том числе правового и семейного характера. На них отвечают психологи. Мурзилке не боятся рассказать, что папа пьет, бьет маму, что денег нет, что с бабушкой собирали целое лето траву, которую потом высылают нам, чтобы мы «попили с редакцией». Дети верят своему другу Мурзилке.
Вообще существует большая проблема — и у нас, и во всем мире — проблема чтения. И здесь всё начинается с семьи. Компьютеры и гаджеты никуда не уйдут, это сегодняшний день. Тем не менее ребенку, который формируется, нужны бумажные варианты, для формирования грамотности нужно литературное слово. Если в семье читают мама, папа, бабушка, дедушка, если ребенок всё время видит, что в семье все с книгами, в каждом уголочке какая-нибудь книжка — даже, если у мамы книга по домашнему хозяйству, по рецептам, — ребенок, конечно, будет читать.
Мы, к счастью, получаем много писем таких, что книги передаются как реликвии из поколения в поколение. И по ним можно создавать и писать историю семьи. Есть подшивки журналов, которые передаются нынешним поколениям. Поэтому, несмотря на то, что проблема для наших младших школьников есть, если взяться всем миром, то возвращение к чтению будет. Уже сейчас мы видим, как растет подписка, как тяготеют дети к хорошей литературе, хорошему рисунку.
Ведь каждая мама, каждый папа хотят, чтобы ребенок рос умным, образованным и воспитанным. Тем более у нас есть все материалы, которые дают эту возможность. Мы стараемся делать материалы. Запрещенных тем нет у нас в журнале, но мы делаем материалы так, чтобы психику ребенка они не разрушали.
Корр.: Вот такой вопрос: дети — наше будущее, поэтому логично предположить, что государство должно быть в этом заинтересовано, в нашем будущем? Есть ли такое ощущение, что редакционная политика журнала поддерживается государством?
Т.А.: Есть и много слов, которые не подтверждаются делом, но правительство и многое делает. Вообще, если первая проблема — чтение, то на втором месте находится финансирование. Мы участвуем в различных правительственных программах, в которых часто выигрываем и получаем благодаря этому определенное финансирование. Но в основном мы существуем за счет средств подписчиков, поэтому нам эта поддержка очень важна.
Я член экспертной комиссии по субсидиям Министерства [Роспечать — прим. ред.] по распределению субсидий. Я вижу, с каким вниманием, с какой болью борются за то, чтобы побольше средств шло на помощь зарождающимся федеральным и региональным СМИ — журналам, газетам. То есть помочь тем, кто действительно делает доброе дело. Это чувствуется. Но, как всегда, этого мало, к сожалению. Сейчас детские издания поставлены наряду с коммерческими изданиями. Поэтому «выживайте, как хотите!»
Напомним, литературно-художественный журнал «Мурзилка» издается с 16 мая 1924 года и адресован детям младшего школьного возраста. Мурзилка — сказочное желтое и пушистое существо. Своим названием он обязан одному из героев популярных дореволюционных книжек о веселых приключениях маленьких лесных человечков, странствующих по всему миру.
Палмер Кокс. Мурзилка
Художественной основой для этих героев стали пользовавшиеся во второй половине XIX века в Северной Америке большой популярностью картинки-комиксы художника Палмера Кокса (1840–1924 гг). Петербургское издательство «Товарищество М. О. Вольфа» заинтересовали картинки, к которым был написан русский текст. Для этого издатели обратились к детской писательнице Анне Хвольсон.
С 1887 года в журнале «Задушевное слово», издаваемом товариществом Вольфа, стали выходить комиксы Кокса с текстом Хвольсон. Одному из основных персонажей этого комикса было дано имя Мурзилка. Серия имела успех, и через два года она была выпущена отдельной книгой под названием «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А. Хвольсон с 182 рисунками Кокса». Большая популярность историй про Мурзилку побудила издателей начать выпуск газеты о царстве малюток под названием «Журнал Мурзилки». Рисунков Кокса было много и хватило на выпуск газеты вплоть до 1915 года.
Во времена Первой мировой войны, революций и Гражданской войны журнал «Задушевное слово» прекратил свое существование. Лишь в 1924 году в приложении к изданию «Рабочая газета» органа ВКП (б) начинает выходить детский журнал «Мурзилка». С этого момента начинает свой отсчет современный журнал.
А. Каневский. Мурзилка. 1936
Персонаж Мурзилка меняет свой образ. Это уже не персонаж в цилиндре и с моноклем, а обыкновенная собачка-дворняжка. Автором внешнего вида персонажа стал Александр Фёдоров-Давыдов. В 1932 году журнал начинает выпускаться как приложение к газете «Комсомольская правда» издательства ЦК ВКП (б) «Правда». Вскоре, в 1936 году, и Мурзилка получает свой современный вид — желтого и пушистого существа — благодаря художнику Аминадаву Каневскому.
За годы работы в журнале печатались такие авторы, как Самуил Маршак, Сергей Михалков, Аркадий Гайдар, Елена Благинина, Борис Заходер, Агния Барто, Николай Носов, Виталий Бианки, Михаил Зощенко, Эдуард Успенский.