Кибела вместо Девы Марии в популярной музыке — Ленинград, 30 Seconds to Mars, Lana del Rey, Mylene Farmer и другие


Дева Мария из клипа Ленинград - i_$uss и Кибела 

Новый ролик «i_$uss» группы Ленинград за считанные часы после выхода набрал миллионы просмотров. На этот раз эпатажные музыканты отыгрались на теме религии. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Раньше использование религиозной темы в сатире действительно почти всегда вызвало бурную реакцию. Однако сегодня этим мало кого удивишь. Если бы Сергей Шнуров снял просто карикатуру — ее бы не заметили. Но снято оказалось что-то другое, более сложное.

Несмотря на свой специфический имидж, Шнуров, давно уже ставший предметом шуток (достаточно вспомнить анекдоты про прачечную, ходившие в связи с его назначением в общественный совет при комитете Госдумы по культуре), — человек очень неглупый.

Мало кто знает, например, что Шнуров около трех лет учился на философском факультете Теологического института при Духовной академии, а это, согласитесь, говорит о многом.

Однако вернемся к самому клипу. Музыка песни «i_$uss» несвойственна группе «Ленинград», она на нее совершенно непохожа — электронная, легкая, она была бы создана для ночного клуба, если бы на фоне стандартного «тыц-тыц» не звучали печальные, «высокие» хоры, колокола и струнные инструменты.

Главная героиня клипа — совсем молодая девушка, впервые попробовавшая ЛСД. После съедания марки подружки ведут ее в подвал — ночной клуб «Wrong» («Неправильно»). И вот, в этом «аду» девушка видит танцующего Иисуса. После начинается самое интересное.

Цветовая гамма меняется с черных, красных тонов на мягкие, светлые. Видеоряд переполняется религиозными символами (они, безусловно, встречаются и раньше — те же голуби, грузовик «Свет для каждого» и прочие, но в более завуалированном виде).


Цитата из клипа "i_$uss", 2019 Группа Ленинград

Мы видим, как главная героиня в образе Девы Марии танцует вместе с девушками в черном. Впечатление от всего возникает жуткое. С одной стороны, сделано очень красиво. А с другой — веет могильным холодом.

Иисус в клипе самодовольно сидит на троне. Он уже не праведник, это что-то другое. Дева Мария, в которую превратилась главная героиня — не библейская святая, а, скорее, снежная королева.

Вспомним, что эти образы уже не раз появлялись в современных музыкальных клипах, причем разных жанров.

Так, Лана Дель Рей, одна из знаменитейших современных инди-поп певиц, предстает подобным образом в клипе «Born to Die» («Рождены, чтобы умереть»). Кстати, она тоже получила философское образование — она выпускница философского факультета частного иезуитского университета Фордем, ее специальность — «Метафизика».


Цитата из клипа "Born to die", 2011 Lana del Rey

Образ, представленный в ее самом известном клипе, угадывается сразу. Перепутать его с чем-то сложно, хотя называют его по-разному: богиня-мать, Кибела, Астарта, Эрешкигаль… женщина в короне или венке, восседающая на троне между двух больших зверей из семейства кошачьих.

На протяжении тысячелетий человек в разных частях света воспроизводит это изображение — мы находим их и в неолитическом поселении Чатал-Хююк, и в римских мраморных статуях, и на шумерских барельефах.

О богине-матери написано множество книг (как научных, так и, мягко говоря, не очень). Отметим, что есть и попытки опровержения существования данного культа — например, представители течения постпроцессуальной археологии считают, что современный человек не может никоим образом трактовать древние находки.

Однако если в эту тему углубляться, то можно зайти далеко, а очень хочется обсудить все-таки современную музыку, так что вернемся к Шнуру и его клипу. Какие действия совершает главная героиня в образе девы Марии?

Помимо пения и танцев, она совершает весьма любопытные ритуалы. Так, вставка начинается с того, что девушка разбивает хрустальный бокал, подносит пальцы к губам, девушки позади создают «нимб» из ладоней. После этого героиня протягивает к нам руки, потом пальцами указывает на нас, попутно возводя очи горе.

Далее Дева откусывает от яблока (грешница Ева и святая Мадонна — все смешалось), одновременно в чашу капает кровь. Продолжается танец, спутницы в черном стягивают с лица Марии покрывало. За всем этим делом одобрительно наблюдает Иисус.


Цитата из клипа "i_$uss", 2019 Группа Ленинград

Но это еще далеко не все. Когда девушка видит Иисуса второй раз, то образов становится еще больше. В руках у него мы видим огонь, и Мария плачет золотыми слезами. Улыбается пожилая пара, скалится черный пес, танцуют остриженные женщины в монашеских, но коротких одеяниях, горят белые лилии, а маленькая девочка выпускает из рук голубя.

В короне Марии появляются алые розы, она злится и кричит, все становится красным. На ее руках — агнец, а ее пальцы под танец женщин в черном гладят белые лилии — символ Девы Марии, чистоты и невинности.

Бесспорно, перед нами библейские образы. Что ими хотел сказать автор, пусть каждый попробует ответить самостоятельно, можно только сказать, что они небессмысленны и что-то задевают.

Ближе к финалу они превращаются в наполненную болью и безумием карнавальную фантасмагорию, после которой главная героиня, идущая на свет Христа, погибает из-за упавшего фонаря.


Цитата из клипа "i_$uss", 2019 Группа Ленинград

Оперирование образом Христа и Девы Марии в таком ключе, безусловно, является кощунством. И дело даже не в форме, а в содержании. Например, некогда знаменитая рок-опера «Джизус Крайст — суперстар», для своего времени имела крайне эпатажную форму, однако по существу не была нацелена на кощунство. И, простите пожалуйста, речь идет, как-никак, о произведении искусства в сфере музыки, на что обсуждаемый клип по жанру явно не претендует.

Клип на песню «i_$uss» не просто провокативен — его видеоряд показывает, что ничем хорошим тяга к светлому и высокому закончиться не может, потому что мир зол уже по самой своей природе.

Однако оставим эту (тоже очень непростую и много где описанную) тему и вернемся к главной героине, которую в клипе успели превратить во что-то холодное и злое и все это примешать к образу Девы Марии.

Адресация к Мадонне в музыке для нас не диковинка, однако все-таки это происходит по-разному. Например, певицу Мадонну обсуждать не хочется вовсе. Возможно, кто-нибудь сможет увидеть там что-то кроме эпатажа, спорить не буду, но сейчас давайте пройдем мимо нее.


Обложка фильма "Tropico" lanadelrey.com

Мы уже упоминали Лану дель Рей, восседающую как Кибела, между тиграми. Однако в виде Мадонны и Евы она тоже не постеснялась выступать. Написанный по ее сценарию короткометражный фильм «Tropico» полностью посвящен грехопадению, и в нем похожим образом размыта граница между Евой и Девой Марией, как в «i_$uss».

Предпремьерный показ короткометражки, как и некоторые ее концерты, состоялся на кладбище в Лос-Анжелесе. Лана дель Рей — псевдоним певицы, настоящее же ее имя — Элизабет Грант. Элизабет — дочь мультимиллионера шотландского происхождения Роберта Гранта. Грант воспитывалась в католической вере, однако «не полностью» приняла ее.

Еще до того, как она получила известность, Лана дель Рей попала в религиозную секту. Позднее она сбежала из организации, поняв, что лидер секты «оказался плохим человеком».


Книга Нихтерна "Очнуться ото сна: переосмысление колеса жизни Будды" 

После этого девушка уже поступила в университет Фордем в Нью-Йорке и на деньги отца выпустила первый альбом на лейбле «5 points». Основатель лейбла, Дэвид Нихтерн — известный буддийский учитель (последователь тибетской традиции кагью — «красношапочников», а именно Шамбала-буддизма, прямой ученик Чогьям Трунгпа Ринпоче). Грант не только выпустилась на его лейбле, но и была его ученицей.

Помимо «5 points», Нихтерн является владельцем «Dharma Moon», выпускающим музыку для медитаций. Буддийский гуру не чужд и писательскому ремеслу. Из-под его пера вышло две книги — «Креативность, духовность и зарабатывание денег» (Creativity, Spirituality & Making A Buck) и «Очнуться ото сна: переосмысление колеса жизни Будды» (Awakening From The Daydream: Reimagining The Buddha’s Wheel Of Life).


Дэвид Нихтерн
После выхода дебютного альбома певицей заинтересовались в дочерних лейблах уже упоминавшейся в статье про немецкую тяжелую музыку корпорации Universal Music Group — Polydor и Interscope. Менеджеры раскрутили Грант уже как Лану дель Рей.

Читайте также: «Каменное сердце». Как современная немецкая музыка осмысливает судьбу Европы и Германии — не только Rammstein

Еще один популярный исполнитель, примеривший на себя божественный образ — Джаред Лето, актер (получивший премию «Оскар» за роль трансгендерной женщины в драме «Далласский клуб покупателей») и фронтмен группы «30 Seconds to Mars». Так, Лето много раз представал на публике в образе Христа и даже сравнивал себя с ним в Instagram.


Сравнение с Иисусом, Инстаграм Джареда Лето

Те, кто не в теме, могут сказать: «А что тут плохого? Похож же, всё красиво». Вот только есть маленький нюанс. Джаред Лето к христианству имеет очень специфическое отношение.

Взять хотя бы творчество Лето и его группы. С уверенностью можно сказать, что без темы религии и там не обошлось. Взять, например, их песню «Buddah for Mary» («Будда для Марии»):

«Будда для Марии, все начинается… Он: Ты слышишь меня, ты спишь? Она: Ты меня сейчас изнасилуешь? Он: Оставь политику для сумасшедших. Она: Я верю в твою ложь. Он: Здесь подо мной рай (это жизнь на Марсе) Она: Я должна страдать? (это жизнь на Марсе) Он: Ты лучше молись Иисусу (это жизнь на Марсе) Она: Я не верю в Бога (это жизнь на Марсе)»

(«Buddha for Mary, Here it comes… He said, „Can you hear me, are you sleeping“ She said, „Will you rape me now?“ He said, „Leave the politics to mad men“ She said, „I believe your lies“ He said, „There’s a paradise/paradox beneath me“ (this is the life on mars) She said, „Am I supposed to bleed?“ (this is the life on mars) He said, „You better pray to Jesus“ (this is the life on mars) She said, „I don’t believe in God“ (this is the life on mars»)


Джаред Лето в церкви, jaredletodaily.wordpress.com

Конечно, Лето не первый, кто сравнил себя с Христом. Например, еще в 1960-х легендарный лидер The Beatles Джон Леннон сказал: «Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство». Это высказывание в то время вызвало шквал критики, так что музыкант вынужден был извиниться за свои слова. Но трудно отрицать, что оснований для слышимого в них горького сарказма вполне достаточно.

Одной из пионерок переиначивания христианских образов была француженка Милен Фармер. Ее клип на песню «Je te rends ton amour» (Я возвращаю тебе твою любовь), вышедший еще в 1999, по смыслу сходен с «i_$uss» Ленинграда.


обложка сингла "Je te rends ton amour", Mylene Farmer - Sans-logique.com

Главная героиня — слепая девушка, несущая библию. Она входит в церковь, где встречается с дьяволом. После эротической сцены и купания в крови мы видим, что девушка стала зрячей. Она оставляет свое кольцо в луже крови и покидает храм. Мораль понятна: итак, воля свободна, выбор сделан, и он не в пользу храма.

Выпущенный в формате видео-сингла, этот ролик стал самым продаваемым. Во Франции клип транслировался по телевидению, но в урезанном виде, потому что католическая церковь тогда еще лоббировала запрет ролика. В постперестроечной России ролик по телевидению показывали без цензурирования.


Цитата из клипа "Je te rends ton amour", 1999 Mylene Farmer

Образ слепой верующей, одержимой дьяволом, встречается и сейчас, но уже транслируется более явным и упрощенным образом. В качестве такого примера стоит привести певицу Марию Бринк (группа In this moment) и песню «Oh Lord» («О Господи»).


Цитата из клипа "Oh Lord", 2017 In this moment

Особое внимание в видео уделено беспомощности церкви, которая тоже изображается слепой, мертвой. «Прозревает» героиня клипа сходным образом, что и слепая девушка у Милен Фармер. Заслуга и тут принадлежит сатане.

Текст песни тоже говорит сам за себя. У французской певицы песня была о натурщице, позирующей художнику. У Бринк же текст походит на молитву, в которой чувствуется издевка:

«О Боже, не научишь ли меня, Научишь, как увидеть? О Боже, скажи, что любишь меня, Я Лилит или Ева?» («Oh Lord, won’t you teach me, Teach me how to see? Oh Lord, tell me you love me, Am I Lillith or am I Eve?»).


группа In this moment, youtube

Зрячая героиня в клипе также одета в лучистую корону, ее рот окровавлен, а вместо рук — когтистые лапы. Она стоит около костра, ее окружают девушки в красных мантиях. И тема Лилит — демоницы, отрицающей человечество — вводится в оборот тоже неслучайно. Путь от Мадонны к Еве и далее через Кибелу к Лилит непрост, но он преодолен.

Похожий образ в последнем клипе подхватила и скандально известная Ольга Бузова, участница и ведущая проекта Дом-2, оказавшаяся еще и певицей.


Цитата из клипа "Водица", 2019 Ольга Бузова

Очевидно, что многие образы (да и просто костюмы) Бузова заимствовала из клипа «El Anillo» («Кольцо») у другой зарубежной певицы — Дженнифер Лопес. Однако певица пуэрториканского происхождения больше сосредоточилась на индийском аналоге женского божества.


Цитата из клипа " El Anillo", 2018 Jennifer Lopez

Биография Лопес также примечательна. На философском факультете она не училась, зато имеет очевидные связи с саентологами, о чем неоднократно заявляла публике.


Цитата из клипа " El Anillo", 2018 Jennifer Lopez

Лучистая корона у описанных выше певиц очень смахивает на ту, что надета на голову героини клипа Шнура. Еще в подобной короне можно увидеть солярных богов, например, Апполона. Можно вспомнить и колосса Родосского.

Но на женской голове чаще всего такая штука встречается у Гекаты (еще у статуи Свободы, но ее мы рассматривать не будем) — трехликой богини ночи и преисподней.


Статуя Гекаты

Помимо Гекаты, такой короной обладают также другие богини, которые часто отождествляются с ней же — Астарта, Иштар, Кибела. Лучистую корону им пришлось в этом смысле поделить между собой.


Статуя Кибелы

Причем транслируемый женский образ — не просто воплощение любви или плодородия, нет. Перед нами явно предстает Тёмная мать, Черная женственность, она же — Лилит.

Неизменно связанная с мифологией изгнания из рая, Лилит — убийца детей и соблазнительница. Помимо Талмуда, где она упоминается как первая жена Адама, история демоницы проходит через мифологию шумеров, ассийрийцев, арабов, персов.


«Королева ночи», шумерский скульптурный рельеф

Вот такой образ под видом Девы Марии транслируется с помощью музыкального видеоряда. Музыка всегда была и остается мощной силой, влияющей на человека. Вся история Homo Sapiens проходила под музыку — от первобытных обрядов до современных дискотек.

Крайне важно, какие слова и какая жизненная позиция транслируется с помощью музыки. К сожалению, нельзя просто отмахнуться от этого. А когда наряду со специфическим текстом подаются определенные сакральные образы, то воздействие может быть колоссальным, потому что музыкальный видеоряд затрагивает самые глубокие и неизученные в достаточной степени психологические установки.

И не стоит забывать, кто эту музыку создает. За красивыми обложками зачастую стоят хорошо образованные люди, которые прекрасно понимают, что делают.

Вероника Максимова

Источник

Файлы: