Пенсионная реформа
Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Тема пенсионной реформы, которую российские власти провели осенью 2018 года, до сих пор эхом отдается то в одних, то в других уголках России. В основном, это случается при перечислении тех бед, которые свалились на долю граждан России.
Люди в социальных сетях, даже при обсуждении только лишь возможного увеличения штрафов за нарушение ПДД, начинают вспоминать о столь нагло и быстро принятом законе, увеличившим возраст выхода граждан на заслуженную пенсию.
В 2018 году, во время продвижения пенсионной реформы, в СМИ и остальных источниках массовой информации власть обещала за счет повышения пенсионного возраста высвободить часть средств и направить их на увеличение пенсионных пособий уже действующим пенсионерам. Тогда обещали прибавлять чуть ли не по одной тысяче рублей в год. На деле же все оказалось куда прозаичнее.
Читайте также: Активист: игнорирование мнений региональных ОП дискредитирует власть
Мы решили узнать у граждан Москвы и Подмосковья, ощутили ли они или их родственники на себе последствия пенсионной реформы? И если да, то каким образом?
Конечно, наиболее статистически точно на первый из этих вопросов ответил масштабный социологический опрос АКСИО-8, который проводился летом 2019 года. Но нам захотелось услышать так называемый «глас народа». Ведь одно дело просто поставить галочку в опросном листе, и совсем другое — рассказать на своем примере о влиянии принятого в России закона.
Как оказалось, сама пенсионная реформа практически никак не затронула молодежь и граждан, которым еще не скоро выходить на пенсию — через 10 и более лет.
Наиболее распространенный ответ граждан этого возраста на наш вопрос «как Вас коснулась пенсионная реформа?» был таким:
«Я еще не ощутил. Но со средней продолжительностью жизни у нас, до пенсии я, видимо, не доживу», — сказал 36-летний программист корреспонденту ИА Красная Весна.
При этом практически у каждого опрошенного повышение пенсионного возраста затронуло напрямую кого-то из родственников.
«Пенсионная реформа коснулась моих родственников, а меня лично — нет. В том смысле, что пока не коснулась. А так она всех коснется в будущем», — сказал 32-летний москвич, работающий адвокатом. Он также добавил, что несмотря на отсутствие прямого воздействия сейчас, к повышению пенсионного возраста в РФ он относится «отрицательно».
Другой гражданин, который кроме российского имеет еще и французское гражданство заявил, что ни он, ни его родственники в целом изменений «не ощутили».
«Единственное, что нас коснулось — это „не перерасчет“ пенсий для работающих пенсионеров», — отметил он.
Также и семнадцатилетний студент первого курса МГТУ им. Н. Э. Баумана Вадим признался, что «пока никаких последствий не ощутил», но высказал уверенность, что столкнется с этим при приеме на работу. По его мнению, из-за пенсионной реформы в России в ближайшем будущем «будет меньше рабочих мест».
Некоторые собеседники отмечали более глобальные изменения в стране. По их словам, «обстановка стала нервной», и в обществе идет «уменьшение доверия к существующей власти». Эти слова врача Дмитрия (52 года) на тот или иной лад говорили многие наши собеседники.
«После пенсионной реформы я чувствую себя не самостоятельной и независимой, а ненужной своей стране, использованной своей страной и незащищенной. И пенсионная реформа только утвердила мое негативное отношение к современной политике нашей страны», — гневно высказалась 27-летняя Анастасия.
Граждане, которые находятся в возрасте, в котором выход на пенсию был непосредственно близок — 50–55 лет, а также пенсионеры, ощутили на себе влияние пенсионной реформы наиболее остро.
53-летний художник из Москвы Анатолий так отреагировал на вопрос о влиянии на него повышения пенсионного возраста:
«Повлияла, да еще как. Напрямую повлияла. Мне почти через 5 лет нужно было бы выходить на заслуженный отдых, и я думаю продолжить работать, но получать нормальное пособие в денежном эквиваленте. Сейчас мне более десяти лет до этого. Извините — это разница», — грустно сказал он.
Москвичка Ольга (55 лет) заявила, что «безусловно ощутила» влияние изменения в пенсионном законодательстве на себе лично.
«Во-первых, у меня государство украло деньги на полгода. Но я еще обошлась малой кровью. Слава тебе Господи, что хотя бы транспорт сделали бесплатным. Ощутили в том, что все подорожало. Вместо того чтобы все дешевело, раз пенсионная реформа, повысился пенсионный возраст. Где, где эти деньги?! Почему все дорожает? На небольшое количество денег увеличилась пенсия у тех пенсионеров, которые не работают. Жизнь стала тяжелее. Гораздо тяжелее», — рассказала она.
Московская художница Ольга (53 года) сказала, что «скоро конечно придется ощутить и на себе всю „прелесть“ этой реформы».
«Наши правители убили в людях (и предпенсионерах и молодых) веру и радость от жизни. Допустили депрессию и озлобление в обществе, а это обязательно выльется в страшные события», — сказала она, добавив, что «наш народ долго терпит, но круто потом лупит!».
Пенсионеры же, в основном, беспокоятся о детях и молодом поколении.
Так, работающая бухгалтером 69-летняя Любовь Михайловна считает, что ее дети ощутят влияние пенсионной реформы только «через столько лет, когда они подойдут к предпенсионному возрасту».
«Смогут ли они работать? Что будет с их здоровьем? Потому, что человек раньше подходя к пенсионному возрасту, чувствовал, что у него есть какая-то база. Чисто морально. Он как бы был поддержан государством. А новые пенсионеры, более молодое поколение не будут ощущать спокойствия», — сказала она.
«В силу возраста и жизненных обстоятельств мы с мужем вышли на пенсию раньше, чем была принята пенсионная реформа и мы больше волнуемся за детей, у которых все впереди», — рассказала корреспонденту ИА Красная Весна пенсионерка Ирина.
Однако не все мыслят только лишь категориями «свое здоровье» и «достаток».
«Прежде всего, повышение пенсионного возраста — это моральное унижение», — считает военный пенсионер Валерий.
«Те социальные завоевания, которые были предыдущими поколениями достигнуты и которые сыграли важную роль в восстановлении послевоенного хозяйства и в развитии советской экономики, сейчас уничтожаются», — отметил он, добавив, что «уничтожая эти завоевания, мы историю нашего государства оборачиваем вспять, к началу 20 века».
В конце прошлого века советские граждане надеялись, что с развалом СССР они заживут лучше и сытнее, но опыт 90-х годов показал им жестокий оскал капитализма. Сейчас же, когда власть демонстративно подняла пенсионный возраст, народ только несколько озлобился. Тихо высказался против власти и тихо принял пенсионную реформу.
Складывается ощущение, что люди до сих пор ждут, что все как-то само собой образуется и «там наверху разберутся». Но «там», в настоящий момент, «разбираются» совсем не в пользу народа.
Если обратиться к французскому опыту борьбы с их пенсионной реформой, то любой легко увидит, как можно и нужно показывать властям, что данный законопроект народ не примет. Так, может, присмотреться к этому примеру и все же побороться за свои права?