«До последней минуты». Фильм о настоящей творческой интеллигенции


Миф о Прометее

Есть всем известный факт: СССР в Великой Отечественной войне победил не Германию. Война шла против фашизма и нацизма. Против Советского Союза воевал не только Третий рейх, но и финские, румынские, испанские националисты и многие другие. Даже русские фашисты (всем известные власовцы) тогда воевали против нашей страны.

Особенно остро стоял вопрос с украинскими националистами. Во времена Великой Отечественной войны их лидерами были герои сегодняшней официальной Украины — Степан Бандера и Роман Шухевич. Они открыто сотрудничали с немецкими нацистами, занимаясь геноцидом собственного народа. Люди стали их называть «бандеровцами» в честь их вожака.

Уверенные в своей правоте, они решили продолжать борьбу и после поражения своего покровителя — Третьего рейха. После победы СССР в Великой Отечественной войне бандеровцев под свое крыло взяли страны Запада. В СССР осталось не выявленное советскими властями бандеровское подполье, которому покровительствовала Украинская греко-католическая церковь, остались «лесники» — бандиты, которые занимались террором по отношению к мирному населению.

О непримиримой борьбе с бандеровцами и рассказывает фильм «До последней минуты».

События разворачиваются на Западной Украине вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Фильм повествует о судьбе писателя Ярослава Гайдая (у которого есть реальный прототип — погибший от рук бандеровцев писатель Ярослав Галан). В основе сюжета лежит борьба главного героя с украинскими националистами.

В фильме подробно показывается и то, как свободно в Мюнхене — уже во время Нюрнбергского процесса — живут те, кто устраивал геноцид вместе с гитлеровцами. И то, как борцы за «свободу» Украины терроризируют мирное население. И то, как националисты, проиграв в вооруженном противостоянии, решили сменить личину — и стали вступать в комсомол, Коммунистическую партию, чтобы бороться с советской властью изнутри.

Герой картины обличал националистов, объяснял населению, за кем будущее. И люди ему поверили. Население само начало бороться с бандитами. Многие «лесники» стали отказываться от прежних убеждений и сдаваться советской власти. Видя эффективность методов Гайдая, бандеровцы убивают писателя.

Ярослав Гайдай, вместе со своим прототипом, Ярославом Галаном, должен был стать примером для подражания для всех советских творцов. Главный герой принципиален во всём. Он не только борется с националистами, обличая их в каждом своем произведении, но и старается искренне помогать людям. И если у него желание помогать людям стояло на первом месте, то бандеровцы хотели властвовать над людьми — заботы людей их не интересовали. Потому Гайдай боролся с ними до последней минуты.

Этот фильм был предупреждением для всего Советского Союза: националисты никуда не делись, они вступили в компартию, надели маски советских граждан и стали разрушать советскую систему изнутри. Предупреждение не было услышано — в 1991 году СССР не стало. А все те бандеровцы, что шли тогда во власть, сегодня руководят Украиной.

В начале 90-х во Львове был снесен памятник Ярославу Галану — прототипу писателя Гайдая. Одна из улиц в честь Галана была переименована в улицу Романа Шухевича. И делали это не злобные националисты. Делали это обычные люди, поддавшиеся вражеской пропаганде. Советский Союз проиграл битву за их умы. Люди, чьи предки гибли от рук бандеровцев, согласились считать бандеровцев героями.

Сегодняшние события на территории Украины наглядно демонстрируют необходимость разъяснения населению, что есть добро, а что есть зло.

Читать также: Стартовал юношеский конкурс отзывов на фильмы о Великой Отечественной войне

В условиях нового противостояния с вновь окрепшим украинским национализмом нам необходимо опять вернуться к фигуре писателя Ярослава Галана, осмыслить предупреждение, заложенное в фильме «До последней минуты», — и никогда больше не допускать фашистов к средствам агитации. Мы должны бороться за умы людей, помогая им узнавать врага в лицо и объясняя, почему это враг.

Вадим Попов, 18 лет, 1-й курс, МГТУ им. Н. Э. Баумана

Источник