Прошло больше трех месяцев с той поры, когда начались настойчивые просьбы классного руководителя о подписании некоего "Соглашения на обработку персональных данных родителей обучающегося", в котором предлагалась "передача данных третьим лицам", включая данные паспорта, адреса проживания и места работы, а также социального положения. Целью подобного соглашения указывалось "обеспечение наиболее полного исполнения образовательным учреждением своих обязанностей, определенных законом".
Естественно, столь мутные формулировки не могли закончиться ничем иным, кроме отказа. Который воспринят не был, и нам вновь были переданы те же самые бланки уже с пояснением, что это нужно "для электронного дневника". Но и в этом случае запрашиваемые данные мы передавать запретили - поскольку вообще не ясно, какое отношение они имеют к дневнику.
Спустя некоторе время, администрация школы передала нам на подпись еще одну бумагу - называвшуюся теперь "Согласие на обработку персональных данных в системе "Электронный журнал". В ней предлагалось, в целях автоматизации процессов сбора, хранения и анализа статистической информации, а также обеспечения возможности оперативного доступа к информации о посещаемости и успевамости, разрешить размещение в информационной системе "Электронный журнал" ФИО ребенка, дату рождения, пол, класс, номер личного дела, а также текущие и итоговые оценки.
Казалось бы - ничего особо интересного. Век у нас компьютерный, дневники нынче в моде антырнентые и вообще учет и контроль - первейшее дело. В таком подходе, разумеется, есть нечто рациональное, но все же классическое понятие дневника мне гораздо ближе. Потому что в электронном - есть некая обезличенность.
И потом, разве может "тотальный" электронный контроль восстановить утерянное доверие между родителем и ребенком? Я уже не говорю о некоем моральном испытании, когда ученик должен сам рассказать о своих "успехах" в прямом и переносном смысле. Ведь именно так воспитывается чувство ответственности.
Тем временем, размышляя о новизне степени отчужденности, вводимой электронной учетностью, я наткнулся на интересную новость: «Ростелеком» и Дневник.ру завершили внедрение системы «Контингент-регион» в трех субъектах РФ».
Из нее следует, что система "Контингент-регион" начала разрабатываться и внедряться в рамках "Распоряжения Правительства РФ №2125-р от 25 октября 2014 года об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам".
Судя по комментариям на различного рода площадках, система эта располагается по адресу http://46.61.224.79/ и может быть задействована из любого региона. "Дневнику" отводится роль интегратора всей системы.
Вполне очевидно, что предложенные нам соглашения для передачи персональных данных как то связаны с внедряемой системой "Контингент". И это - настораживает. Прежде всего потому, что Дневник.ру - частная компания, владельцами являются Prostor Capital, конечным собственником которой является бывший министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, а так же компания Runa Capital, конечными собственниками которой являются Александр Галицкий и Сергей Белоусов. Обе компании вложили существенные средтва - $1,7 млн. от Prostor Capital в 2011 году, и $5 млн. Runa Capital в 2012-ом.
Согласно описанию, бизнес-модель Дневник.ру в существенной степени построена на монетизации дополнительных сервисов (основные - бесплатно), как то "SMS-оповещение родителей об успеваемости и посещаемости ученика, возможность оплатить питание, интеграция с сервисом по подбору репетиторов и др." Как утверждается "на сентябрь 2012 года прибыль приносят спонсорские контракты с такими партнерами как Microsoft, «Мегафон», Lego и др." И действительно, логотипы всех четырех компаний мы видим на головной странице проекта:
При этом, как заявляется на той же заглавной странице, к проекту уже подключены 31 626 школ, 5 633 912 учеников, 668 584 учителей, 2 935 891 родителей.
Как в этом свете нужно рассматривать пилотное внедрение этого проекта в регионах, пусть даже под брендом "Ростелекома", который на самом деле частно-государственный?
Казалось бы - что тут такого? Решили предприимчивые ребята сделать полезный сервис для школьников. Ну и себя, разумеется не забыть. Что-то там сделали. Людям понравилось - они и вышли с предложением "распространить и углубить". А как иначе?
Однако, вчитываясь в текст того самого распоряжения №2125-р, начинаешь понимать, в какую западню ведут все эти красивые картинки.
Для начала зафиксируем, что указанное распоряжение утверждает некую "концепцию создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам".
Что это за система, поясняется далее: "Межведомственная система представляет собой комплекс информационных систем, предназначенных для учета контингента обучающихся, взаимосвязанных с информационными системами органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов, содержащих персональные данные несовершеннолетних".
То есть вы не просто оказываетесь в некоем безобидном "электронном дневнике". Ваших детей "пришивают" к уже существующим ведомственным информационным системам, включая известные многим "госуслуги". Предпосылками создания подобной системы по мнению правительства является следующее:
- отсутствие достоверной информации о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся различных возрастов, проживающих на территориях и нуждающихся в образовательных услугах, негативно сказывается на решении задач управления сетью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам;
- недостаточно эффективно решаются задачи территориального планирования строительства дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, не решена проблема выравнивания нагрузки на организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- наличие информации о числе родившихся и зарегистрированных по месту жительства обучающихся способствует значительному повышению эффективности решения указанных проблем, однако такая информация сконцентрирована в различных ведомствах и зачастую недоступна в оперативном режиме;
- отдельный интерес представляют сведения обо всех этапах обучения детей, в частности данные о прохождении обучения в различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включающие в себя общую информацию об организациях, о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, об успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении;
- известно, что образовательный процесс существенно влияет на такие факторы, как состояние здоровья, будущая социализация и профессиональная успешность обучающихся. Данная информация необходима органам власти при принятии управленческих решений, родителям и обучающимся при выборе организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом проблему представляет не только получение этих данных из другого ведомства, но и связь данных о здоровье с данными об обучающихся и их этапах обучения;
- несмотря на значительный прогресс информатизации деятельности органов власти всех уровней, существует множество разрозненных ведомственных информационных систем, содержащих различную информацию об обучающихся разных возрастных групп. Не решена проблема единой идентификации обучающихся в различных ведомственных информационных системах. Отсутствие единого эталонного источника персонифицированной учетной записи гражданина значительно усложняет задачу корреляции данных о нем из различных источников. Создание межведомственной системы позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем, содержащих информацию об обучающихся.
Другими словами, авторы концепции хотят иметь в оперативном режиме всю информацию о том, чем занимается ваш ребенок: какие кружки посещает, насколько успешно учится и как при этом у него со здоровьем. Вы скажете - ну и что такого, чем больше знаешь, тем точнее решишь, что нужно делать. Однако не кажется ли вам, дорогой читатель, что не чиновник, а родитель должен решать, что лучше?
Зачем нужен этот по сути тотальный контроль? Чтобы иметь лишний повод взять родителей под колпак? В условиях вступившего в силу ювенального 442 закона о соцобслуживании? Ой-ой-ой, пахнет это дело весьма и весьма дурно. Совершенно ясно, что не родитель будет здесь контролировать своего ребенка, а чиновник - их обоих.
Ведь совсем не зря принципами создания этой межведомственной системы являются:
- учет обучающихся в межведомственной системе со дня государственной регистрации рождения и начала обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- обеспечение условий для персонифицированного учета данных об обучающихся;
- наполнение межведомственной системы данными из информационных систем различных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов в объеме, необходимом для достижения целей, определенных Концепцией;
- обеспечение доступа заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов к единым механизмам доступа к данным об обучающихся;
- использование страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве единого идентификатора обучающегося для осуществления межведомственного информационного взаимодействия.
Все это дополнятся вот таким вот перечнем персональных данных учащихся, хранимых в системе:
- фамилия, имя и отчество (при наличии)обучающегося;
- пол обучающегося;
- место рождения обучающегося;
- дата рождения обучающегося;
- номер записи акта о рождении обучающегося;
- дата государственной регистрации рождения и наименование органа,который произвел государственную регистрацию рождения;
- гражданство;
- серия и номер паспорта обучающегося (после его получения) или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность;
- адрес регистрации обучающегося по месту жительства (по месту пребывания);
- страховой номер индивидуального лицевого счета обучающегося;
- сведения о родителях или законном представителе обучающегося (фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, адрес регистрации, адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания), серия и номер паспорта или реквизиты иного основного документа, удостоверяющего личность, страховой номер индивидуального лицевого счета);
- общие сведения, данные об этапах обучения, о достижениях и иную информацию, необходимую для решения задач межведомственной системы.
Естественно, что кроме персональной информации система будет содержать "данные о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и о сертификатах".
Это ли не тотальный контроль? Вы скажете - ну это все, конечно, неприятно, но я то, прочтя ваш пост, никакие бумаги подписывать не буду, и другим расскажу, чтоб не подписывали. А если подписали - то можно и отозвать.
Это все конечно верно. Но! Глава VII указанной концепции предполагает возложить на Министерство образования и науки РФ "подготовку проектов о внесении в законодательство Российской Федерации в сфере образования изменений, необходимых для создания и функционирования межведомственной системы", а так же "подготовку при необходимости совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами предложений о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, обеспечивающих установление полномочий федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов по предоставлению персональных данных граждан Российской Федерации, и предложений, касающихся порядка получения, обработки, хранения и уничтожения персональных данных граждан Российской Федерации".
Так-то! И всем понятно, что если есть заинтересованные лица, то новые законопроекты будут и создаваться и лоббироваться.
Что в итоге? В итоге мы видим попытку, под вывеской "эффективного решения задач обучения", создать систему тотального контроля за ребенком и его родителями. При участии (и под давлением) частных лиц.
Иначе как можно объяснить, что по плану опытная эксплуатация должна начаться в 2016 году - а реально объявляют о ее "успешном начале" почти на 2 года раньше? Возникает вопрос - кому нужная подобная спешка? И как-то сразу опять вспоминаются активные просьбы классных руководителей о подписании соглашения для передачи персональных данных.
Я - отказался. А вы?
Михаил Михайловский, РВС.