«Уберите бульдога из камеры!» — или Четыре стены вместо детства


Сальвадор Дали. Сфинкс в песках. 1931

Дистанционное обучение, на которое власти Москвы отправили столичных школьников 6–11 классов фактически через месяц после начала учебного года, не просто является профанацией образования. Будучи лишено качества, дистант вредит их здоровью. «Дистанционка» привязывает школьников к комьютеру, заставляет их вести малоподвижный, нелюдимый образ жизни.

Большинство родителей считают, что последствия такого обучения и образа жизни будут страшнее, чем риск заражения коронавирусом, и предпочитают сами решать, ходить ребенку в школу или обучаться дистанционно. Так считает Юлия, мама восьмиклассника, живущая в юго-западном административном округе Москвы. Юлия — одна из множества родителей, собиравших подписи по письмом президенту России с требованием отменить дистанционное обучение в столице и вернуть детей в школы — ответила на вопросы корреспондента ИА Красная Весна.

ИА Красная Весна: Что именно вас не устраивает в дистанционном школьном образовании?

— Меня не устраивает, что мой ребенок с утра до вечера сидит за компьютером. У него каждый день по семь уроков и всё это время он у компьютера. Между уроками он никуда не выходит. У него портится зрение, он постоянно сидит в одной позе. Когда заканчиваются уроки, он начинает делать домашнее задание — тоже за компьютером. Компьютерный «учебный день» заканчивается только поздно вечером. Меня категорически не устраивает влияние дистанционного образования на здоровье моего ребенка.

ИА Красная Весна: Сколько приблизительно занимает это времени?

— Семь уроков он сидит. За исключением, пожалуй, физкультуры, по которой высылаются какие-то задания, но ее никто не делает. Дополнительно еще часа три уходит на выполнение домашнего задания на компьютере. Вот и считайте.

ИА Красная Весна: А ведь правительство Москвы заявляло, что уроки при дистанционном обучении идут по 25 минут, что не нарушает санитарные нормы по работе детей на компьютерах…

— У нас все уроки идут по расписанию, как положено: 40–45 мин. За исключением таких моментов, когда дети подключаются или идет перекличка.

«Уберите бульдога из камеры!», — говорит иногда учитель. И половина урока проходит в выяснении, где находится ребенок и почему вместо него на уроке присутствует бульдог.

Я не отрицаю опасность коронавируса, но считаю, что родители сами должны принимать решение, отправлять ребенка в школу в текущих условиях или оставить дома. Мы же сейчас такого выбора лишены.

Постоянно возникают технические проблемы. Кто-то не может подключиться, какие-то хакерские атаки… У нас постоянно подключаются какие-то посторонние люди во время уроков. Слышны выкрики, какие-то песни… В школе — рабочая обстановка, во время уроков тишина. А это не так-то просто, а иногда и почти невозможно обеспечить в квартире у каждого ребенка. Всё это влияет на качество обучения.

Но технические проблемы — это не самое важное. Дети не могут общаться друг с другом, не могут взаимодействовать напрямую с учителем. Часто хромает связь, учитель не видит учеников, не имеет обратной связи. Обучение — это не просто какие-то лекции. Это еще и обмен энергиями между учителем и учеником.

Это не уроки. Это профанация.

И еще хочу сказать о качестве самих материалов для электронных уроков.

У меня ребенок учится в восьмом классе. Я иногда смотрю его видеоуроки по истории и естествознанию, мне от них плохо становится. Такой материал мои дети проходили в первом-втором классе! Нет никакого качества образовательного материала!

Это не уроки. Это профанация.

ИА Красная Весна: Скажите, занимается ли ваш сын и его одноклассники самостоятельно или нужен контроль, помощь родителей? Можно ли оставить школьника один на один с дистанционными занятиями?

— Получается, что весь контроль ложится на родительские плечи. А если родители работают и днем их нет дома, то организовать этот процесс становится неимоверно сложно. Я думаю, что есть сверхмотивированные и сверхорганизованные дети, которые могут самостоятельно организоваться, но таких единицы.

В основном нужен контроль и помощь, чтобы кто-то рядом находился и направлял. Вот родители, допустим, на работе. А как быть, если у ребенка возникают какие-то вопросы? Например, по подключению. Даже у более старших детей такие вопросы возникают, что говорить про младших!

Получается, что весь контроль ложится на родительские плечи. А если родители работают и днем их нет дома, то этот процесс организовать становится неимоверно сложно

Те же контрольные и самостоятельные им высылают на почту, еще куда-то. Ребенок не может зайти, нервничает. В чатах информации нет, на почте информации нет, преподавателю дозвониться не может. Постоянно такие проблемы.

ИА Красная Весна: Замечали какие-нибудь изменения здоровья, изменения в поведении сына?

— Что касается здоровья, то очевидно, что у него падает зрение. Я думаю, что компьютер здесь сыграл большую роль. За то время, когда ввели дистанционку, у него зрение упало на одну диоптрию. Вдобавок к этому еще гиподинамия. Он сидит постоянно в скрюченной позе, переползая с кресла на диван к планшету и обратно.

За время дистанционного обучения появились и некоторые странности в поведении. Предлагаешь ему выйти погулять после уроков куда-то. Он отвечает, что «ничего не хочу», «ничего не буду» и никуда не выходит.

За то время, когда ввели дистанционку, у него зрение упало на одну диоптрию. Вдобавок к этому еще гиподинамия

Говорю ему: пойди пообщайся с друзьями в выходные. Он говорит: «Не хочу. Не буду. Я лучше тут посижу».

Был веселый, жизнерадостный ребенок, который постоянно бегал в школу, общался, что-то обсуждал с друзьями. Сейчас такого нет. Мне кажется, общение занимает в жизни любого человека очень важное место, а уж в жизни ребенка тем более. Я в его возрасте постоянно пропадала с друзьями. А у него только четыре стены!

ИА Красная Весна: Вы собирали подписи под обращением к президенту. Что, по вашему мнению, он должен сделать, прочитав ваше обращение?

— Указы мэра Москвы противоречат основополагающему праву гражданина на получение образования. Родители обязаны воспитывать и образовывать детей. Это их преимущественное право. Только они могут и должны выбирать, каким образом осуществлять этот процесс. А все эти указы столичной власти безальтернативны.

Был веселый, жизнерадостный ребенок, который постоянно бегал в школу, общался, что-то обсуждал с друзьями. Сейчас такого нет.

Мы хотим, чтобы была проведена проверка, насколько такие указы законны, насколько обосновано введение дистанционного образования. В Москве не было объявлено ни о режиме чрезвычайного положения, ни о режиме чрезвычайной ситуации. Карантин официально в Москве тоже не вводился.

В конечном итоге мы хотим, чтобы дети могли пойти в школу.

Я понимаю тех родителей, которые боятся, которые переживают за здоровье своих детей. Родители разделились на два лагеря. Кто-то действительно боится коронавируса и считает, что сейчас дома безопаснее. Я не отрицаю опасность коронавируса, но считаю, что родители сами должны принимать решение, отправлять ребенка в школу в текущих условиях или оставить дома. Мы же сейчас такого выбора лишены.

Большинство родителей, которых я знаю, видят, что не так страшен черт, как его малюют, а гораздо страшнее то, что реально происходит сейчас с каждым ребенком 6–11 классов.

Источник