«Менторинг: новая роль учителя в современном мире» - так называется вебинар для педагогов, который провели в Тобольске сотрудники очень крупной нефтегазохимической компании СИБУР. «Педагог должен не только уметь качественно транслировать свои знания ученикам, но и делать это с использованием передовых методик обучения, воспитания и мотивации детей», - заявил старший ментор компании СИБУР Константин Белкин.
Может показаться странным, почему представители крупного бизнесмена, зарабатывающие на продаже нефти и газа, решили вдруг поговорить с учителями об их роли в современном мире. И с чего они вдруг решили, будто могут что-то рассказывать учительскому сообществу о каких-то «передовых методиках обучения». Однако несложно убедиться, что подобным «просвещением» компания СИБУР занимается на протяжении уже многих лет.
Одним из проектов, реализуемых компанией СИБУР, является проект с пафосным названием «Программа развития учителей будущего "Next педагог"». В разделе, где описывается цель проекта, представители компании заявляют о радикальных изменениях, происходящих в современном образовании.
«Все общественные институты и школы в том числе стремительно пытаются перейти на онлайн-обучение. Но готово ли сегодня педагогическое профсообщество к этой новой реальности, опирающейся на технологическую революцию, достижения Индустрии 4.0?» - задают вопрос авторы проекта.
Чтобы подготовить педагогов к новой реальности, бизнесмены обучают группы учителей создавать онлайн-курсы и использовать их в своей практике. Перечислим названия нескольких аттестационных работ, которые сдают педагоги в конце обучения:
- «Создание образовательного контента по планиметрии для подготовки к ГИА с помощью конструктора интерактивных уроков CORE»
- Интерактивная тетрадь для 7 класса по предметам физико- математического цикла (алгебра, геометрия, информатика, физика)
- Образовательный веб-квест как интерактивная образовательная среда
Итак, перевод образования в цифровой дистанционный формат – это и есть те самые «передовые» методики обучения, которые, по мнению представителей бизнеса, должны воцариться в отечественном образовании. А новая роль учителя, которую бизнес хочет навязать педагогам, это роль тьютора-надсмотрщика, который не столько учит, сколько мотивирует ученика сидеть перед компьютером и обучаться онлайн по готовым наработкам.
Чем СИБУР в этом плане отличается от Сбербанка, который озвучивает те же идеи и занимается созданием цифровых обучающих платформ? И в том, и в другом случае речь идет о том, что цифровизация стала дубиной, которой представители крупного бизнеса бьют по «устаревшей» традиционной школе, стремясь переформатировать её под собственные нужды.
Возникает вопрос, а почему вдруг представители бизнеса заявляют о новизне онлайн-обучения и его преимуществах перед традиционным образованием? Напротив, практика показывает прямо обратное. В США, например, онлайн-школы работают давно, и ученики в них показывают результаты заметно более низкие, чем в школах с учителями-предметниками. И это едва ли вызывает удивление, ведь учеными давно установлено, что информация с экрана усваивается хуже, чем с бумажной книги.
Наконец, нельзя говорить о какой-то "продвинутости" цифрового обучения, и при этом ничего не говорить об огромных издержках для физического и психического здоровья ребенка. Не решенным остается также вопрос об информационной безопасности детей в интернете. Дистанционное обучение в период пандемии остро поставило все эти вопросы, но об этом цифровизаторы предпочитают не вспоминать.
Причина, по которой представители бизнеса вторгаются в школу, простая: бизнесу нужен «человеческий капитал» заданного качества. Если дать им волю, они превратят формирующегося человека в товар на глобальном рынке. Хуже всего, что подобные идеи находят поддержку у чиновников.
О том, какое будущее готовят для российских детей цифровизаторы, рассказывает фильм «Цифровизация — новый способ подавления человека?»