Ян Стен. Школьный учитель. 1665
Школьники должны изучать только те предметы, которые их интересуют, заявил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев, 3 июля сообщило агентство URA.RU.
Зайцев считает, что школьники начиная с девятого класса должны изучать только те предметы, по которым они будут сдавать вступительные экзамены в вузе. «Если школьники принимают решение после девятого класса продолжать свое обучение в школе, то им стоит предлагать проходить тест на профессиональную ориентацию, чтобы выявить их наклонности для определения будущей профессии и, соответственно предметов, необходимых для развития кругозора и дальнейших вступительных экзаменов», — отметил он.
По его мнению, школьники должны посещать уроки по тем предметам, которые не нужны для поступления в вуз, но оценки по ним выставляться не должны. Зам. председателя комитета уверен, что система образования нуждается в реформировании с тем, чтобы снять с учеников избыточную нагрузку.
«На мой взгляд, школьная программа и так перегружена различными предметами, которые оцениваются в режиме проведения бесконечных контрольных для школьников. И так по каждому предмету, соответственно, а когда детям развиваться и находить ту область знаний, которая нравится им больше всего?» — пояснил депутат.
Ранее, 16 апреля, гендиректор «Университета 2035» Нина Яныкина заявила, что в системе образования необходимо использовать возможности искусственного интеллекта (ИИ), который будет формировать траектории обучения, исходя из запросов предпринимателей и цифрового досье учащегося.
15 апреля зам. министра просвещения Татьяна Васильева заявила, что ведомство намерено использовать ИИ в школе для помощи учителю, а также внедрить в школу цифровое портфолио учащегося.
Перед этим, 7 октября, министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что в Цифровой образовательной среде (ЦОС) будет отслеживаться «цифровая биография» ученика. Впоследствии он уведомил, что это электронное портфолио нужно для поступления в вуз.
Напомним, 9 декабря правительство РФ приняло постановление о проведении в регионах РФ эксперимента по внедрению ЦОС.
Комментарий РВС
Разговоры о перегруженности школьников ведутся как минимум три десятка лет. Они являются прикрытием реформирования системы образования и внедрения индивидуального подхода в обучении. Этот подход подавался как антитеза «тоталитарному» советскому образованию, якобы подавлявшему индивидуальность.
Депутат Госдумы действует в той же логике реформаторов, предлагая отказаться от изучения «ненужных» предметов, которые мешают развитию детей. Между тем, в школах уже давно отказались от «ненужных» для поступления в вуз предметов, занимаясь с девятого класса только натаскиванием на ЕГЭ. В этом смысле парламентарий всего лишь предложил легализовать существующую практику и говорить о каком-то новом слове в проведении реформ не приходится.
Однако если учесть, что внедрение ИИ, ЦОС и цифрового портфолио в школы также подается как индивидуальный подход к обучению и облегчение поступления в вузы, то депутат действительно говорит о готовящемся новом витке реформирования системы образования. Реформаторы намерены существенно ее «оптимизировать», снизив затраты на обучение детей за счет ликвидации не только «лишних» предметов, но и учителей, которых заменит ЦОС. При этом абсолютно не учитывается тот факт, что школьники еще не в состоянии адекватно оценить необходимость в будущем тех или иных знаний. Власть имущих совершенно не беспокоит, что большинство детей не получат всестороннего развития, и их судьба будет обусловлена «индивидуальными траекториями».