Китайцы плакали, но продолжали запрещать смартфоны в школах.

Половина российских подростков проводит больше времени в гаджетах, чем в реальной жизни, но наука не знает, хорошо это или плохо.

Такие выводы представила профессор МГУ Галина Солдатова на сессии «Гаджеты на уроке и в жизни: польза и вред» международного форума «Время образования», который прошел 27 августа в Красногорске. Выводы были сделаны на основании мониторинга «экранного времени», т. е. времени, которое человек проводит, взаимодействуя с гаджетом, на выборке в 1553 подростка.

По мнению профессора, эти данные означают, что дети приближаются «к точке невозврата», когда «человек начинает проводить в цифровом мире не просто какую-то часть своей жизни, а время, которое сопоставимо с его активностью в реальной жизни».

«Это очень сильная и продолжительная цифровая стимуляция и уже сейчас очевидно, что она влияет на когнитивное, на личностное и социальное развитие наших детей» – отмечает Солдатова. В качестве примера эксперт ссылается на исследования, показавшие, что «у тех, у кого высокая пользовательская активность, которые много сидят в интернете, фиксируются даже определенные изменения, анатомические, коры головного мозга».
Существует также ряд исследований, доказывающих, что большое экранное время у детей приводит к снижению способности сопереживать другим людям и возникновению зависимости от цифровой стимуляции.
Таким образом, у педагогического сообщества есть понимание, что стихийная цифровизация накрывает наших детей с головой. Есть понимание, что это очень сильное, трансформирующее воздействие, что оно плохо изучено, есть негативные эффекты.

Что же с этим делать, что предлагают эксперты, собравшиеся на форум? Большинство докладчиков исходили из того, что ничего с этим сделать нельзя – это тренд и все что можно сделать – так или иначе приспосабливаться, менять систему образования, переучивать педагогов и т.д.
Чтобы проиллюстрировать новую реальность лауреат премии «Учитель года – 2019» Светлана Видакас привела следующую историю из личного опыта работы в международном детском лагере:
«В лагерях есть традиция: сдаются телефоны и их выдают в определенные часы. Когда группа из Китая узнала об этом дети плакали, просили вернуть их домой обратно... Руководитель группы из Китая сказал, что в Китае для них гаджет, телефон – это что-то большее, это не просто инструмент для звонков, это продолжение их руки».

И здесь уместно было бы вспомнить, что в Китае в начале 2021 года был введен запрет на использование мобильных устройств связи в стенах школ, а затем ряд жестких мер в отношении онлайн-сервисов частного репетиторства. Эти меры призваны оторвать детей от гаджетов и защитить их здоровье.

А ведь Китай сильно опережает нас в масштабах цифровой «подключенности» детей. Получается, что ситуацию, которую нам хотят преподнести как новую норму, неизбежность и мировой тренд, в самом Китае пытаются выправить довольно крутыми мерами. Так может и не стоит нам гнаться за трендом, который начинает разворачиваться в обратную сторону?

Категория: