Занимаясь уже несколько лет вопросами образования и семейной политики, как член РВС я неизбежно сталкивался с вопросом, почему так пассивны большинство родителей, вокруг которых явно сгущаются тучи неблагополучия. Пока гром не грянет - мужик не перекрестится. Эта поговорка вполне адекватно описывала ситуацию в родительской среде Нижегородской области. На протест поднимались только либо особо активные граждане, либо те, кого что-то сильно задело персонально: изъятие детей, нарушение прав, несправедливость в школе. Фактически на протяжении более 5 лет в регионе не было иных родительских организаций кроме РВС и «Совета отцов».
Ситуация стала резко меняться с введением дистанта по всей области в 2020 году. Ковидные ограничения, введенные несоразмерно и массово, вызвали сперва умеренное недовольство, слабая интенсивность которого объяснялось неизвестностью и новизной угрозы, шоком «взрослого» локдауна и весной, которая сулила скорое окончание учебного года. С возобновлением дистанционных форм обучения осенью 2020 года возмущение выплеснулось в интернет и на улицы города. Родители начали создавать виртуальные сообщества на различных интернет-платформах, обмениваться опытом сопротивления и выходить на разрешенные акции протеста.
Первый этап формирования родительского «антидистанционного» движения имел несколько стадий: консолидация недовольных в интернете – кристаллизация сетевого актива – формирование временных коллективов под конкретный протестный проект (письмо в органы власти, сбор подписей) – встречи в реале.
Первый этап сопротивления закономерно был чисто активистским: на вызов дистанта родители должны были ответить знакомыми приемами: письмами в школу и министерства, заявлениями в прокуратуру, жалобами, петициями, сбором подписей, одиночными пикетами. Также закономерно родители, впервые поднявшиеся на протест, совершали массу ошибок, представители власти их легко переигрывали. Например, пикетирующую приемную губернатора приглашали в эту приемную на разговор, спрашивали о сути ее требований и конкретных предложениях. Приглашенная, не ожидавшая такого поворота, терялась и не могла внятно заявить свою позицию. Юридические шаги также не приводили к желаемым результатам, о чем лучше с профессиональной точки зрения расскажет (рассказал) Александр Болдырев из Новосибирска. Тем не менее, активизм нарастал. Родители столкнулись с ситуацией, когда переход из количественных изменений в качественные все никак не происходил. Не получая желаемого – отмены дистанта – родители были готовы к радикализации своих действий.
Об этом можно было судить по их чатам. Ситуация требовала вмешательства, поскольку неконструктивный радикальный протест наносил вред и самим радикализирующимся родителям, и родительскому протесту в целом. После вмешательства в процесс нижегородских членов РВС, организовавших очную встречу с активными родителями, выяснилось «кто есть кто» в формирующихся стихийно кружках, и конструктивно настроенным родителям были разъяснены основы политического активизма и опасности радикализации.
После этого встречи в реале «независимых активистов» и членов РВС стали более-менее регулярными. Активизм же стал приобретать организованный характер. Пиком активности нижегородских родителей стала 40-дневная серия одиночных пикетов в ноябре-декабре 2020 года. Серия была прекращена только с отменой дистанта в нашей области с нового учебного полугодия. В акции приняли участие родители Нижнего Новгорода, Дзержинска, Балахны, Бора, Богородска, специально приезжавшие в областной центр.
Для того, чтобы родители не застревали на стадии протестного активизма, до которой они в принципе и сами добрались, члены РВС организовали по субботам встречи по изучению теоретических и философских основ идеологии цифровизаторов, правовых основ цифровой образовательной среды (ЦОС) и войны, ведущейся с образованием.
Это было полезно и в том плане, что обеспечивая не только организационно-правовое сопровождение серии пикетов, но и ее информационное освещение, члены РВС настойчиво просили у выходивших в пикет развернутые интервью. При этом было видно, что уровень теоретической подготовки у родителей, конечно же, разный. Некотрые, как Портос могли только сказать «Я дерусь, потому что дерусь». Некоторые - давали весьма глубокие и подготовленные ответы. Посещавшие теоретические встречи яснее излагали свои позиции.
А защищать их приходилось и после пикетов – в социальных сетях, где публиковались сообщения о прошедших пикетах. Под сообщениями разворачивались баталии одобрявших и неодобрявших позиции родителей. Апофеозом полемики стал двухчасовой пикет, проведенный Никитой Барабашем, всё время которого занял аргументированный спор со специально пришедшими на него членами НОД. Отдельно можно рассказывать о занимательных диалогах родителей со стражами порядка, проверявшими пикетирующих. Рост убежденности участников пикетов был налицо: они уже не терялись, эмоционально, активно и логично аргументировали свои поступки.
Все это привело к приглашению родительского актива на ряд круглых столов в Общественной палате Нижегородской области. (При желании можно рассказать кратко о прохождении КС ОП НН). На круглых столах спикеры родительских сообществ показали себя достойно, не смотря на явный прессинг со стороны ведущих, желающих «подправить» выводы докладчиков.
Переход с уровня уличного активизма на уровень теоретического осмысления проблемы закономерно привел к желанию родителей лучше понять, почему число борцов не велико, что чувствуют молчащие учителя и родители, что думают студенты и ученики. Поэтому к марту 2021 года стало понятно, что нужен новый инструмент получения знаний о ситуации. Так на одной из встреч членов РВС и родителей возникла идея проведения социологического опроса по проблемам образования, ЦОС и дистанта. Опираясь на опыт проведения АКСИО-6, предложили и сформулировали вопросы, интересующие родителей. Уже на этапе обсуждения анкеты было видно, что участвующие впервые в таком деле родители понимают значение опроса и свою ответственность. После этого связались с руководством РВС и предложили проведение общефедерального опроса. Мы очень рады, что наша организация поддержала наше начинание. В такие моменты особенно остро чувствуешь свою включенность в большое сообщество и большое дело. Результаты опроса АКСИО-10 обширны и все еще подводятся. Но для нас он уже стал важной вехой на пути перехода родительских организаций нижегородского региона от уличного активизма к осмысленной длительной борьбе за права детей и родителей. В проведении опроса приняли участие все заинтересованные родительские группы города. Активисты-интервьюеры были надлежащим образом проинструктированы, чтобы опрос не терял научной составляющей.
Завершая свой доклад, отмечу, что переход родителей к познавательной деятельности не означает отказа от «активистских» форм сопротивления. В мае, под занавес учебного года родители Нижнего снова провели серию пикетов, напоминая властям, что ситуация под родительским контролем и новый учебный год должен начаться без ущемления прав учеников и учителей.
Среди положительных моментов роста родительских усилий по защите своих ценностей в нижегородском регионе можно назвать открытие одной из активисток пикетирования и опроса АКСИО собственной школы, основанной на традиционных российских и советских ценностях и методиках; формирование нескольких классов, желающих преподавать по обновленным РВС советским учебникам и готовность новых и опытных родительских организаций продолжать борьбу в новом учебном году.
Спасибо за внимание!
Доклад на конференции в Уфе 27 августа 2021 года
Дорофеев Федор, Нижний Новгород, РВС