30 июня в Архиерейском доме города Красноярска прошел семинар из серии «Трудовое воспитание в семье и школе» под названием «Труд в православной и советской традиции». Предлагаем вашему вниманию видеозапись 1-й части семинара.
Участниками встречи стали: Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, родители, руководители и специалисты Епархиальных отделов и служб, эксперты в области образования, науки и культуры края. Организатором собрания выступила общественная организация «Родительское Всероссийского Сопротивление» (РВС) при поддержке Красноярской епархии (сообщение на сайте Красноярской епархии).
Другие материалы семинара «Труд в православной и советской традиции» доступны по следующим ссылкам:
– Текст вступительного доклада председателя Красноярского отделения РВС;
– Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (зачитывалась глава VI Труд и его плоды) (в pdf).
Материалы семинара «Категория труда в работах К. Маркса», прошедшего 19 мая 2015 года в научной библиотеке Красноярского края:
– Доклад "МАРКС И ТРУД" (о «труде» в ранних работах Маркса);
Цель мероприятия: возвращение в отечественное образование полноценной практики трудового воспитания
Задачи серии семинаров «Трудовое воспитание в семье и школе»:
1. Восстановить и выстроить методологические и дидактические основания практики трудового воспитания, учитывающие реалии современной действительности (труд, общественно-полезный труд, отчуждённый труд, образование, воспитание, современное детство, качество образования и т.д.).
2. Построить модель условий полноценной практики трудового воспитания в институтах образования и семье (опыт и традиции дореволюционного образования и советской школы; преодоление девальвации общественно-значимого труда и т.д.).
Задачи семинара «Труд в православной и советской традиции»:
Выявить источник ценности труда для человеческих сообществ и отдельного человека.
Соотнести между собой аксиологические (ценностные) основания советской и православной трудовых традиций.
Основные вопросы к обсуждению на семинаре «Труд в православной и советской традиции»:
1. Ценностные (духовные) основания советской, православной и иных (протестантизм) трудовых традиций: сходство, различие, взаимное влияние.
2. Советские, православные и иные (протестантизм) трудовые практики: сходство, различие, взаимное влияние.
Задача семинара «Категории труда в работах К. Маркса»:
Освоить основные тезисы К. Маркса о труде и положить их в основания дидактической модели трудового воспитания.
Данный семинар является первым из серии семинаров, проводимых активистами РВС, посвященных разработке концепции трудового воспитания – поиску оснований для создания типовой образовательной программы для образовательных учреждений.
Основные вопросы к обсуждению на семинаре «Категории труда в работах К. Маркса»:
1. Содержание понятия труда в работах К. Маркса. «Отчуждение» как существенная характеристика труда в современной действительности (производственные, социальные отношения);
2. Творческий труд как труд неотчужденный. Может ли инженерный, технический, организаторский, общественно-полезный и т.п. труд быть творческим (человеческим, неотчуждённым по Марксу)?
3. Ложные конструкты и мифы о труде и их преодоление. Каким образом возможно преодоление отчуждения труда в современной общественно-экономической действительности? Переходные формы. Каким образом воспитывать человека, способного в ситуации Постмодерна и тотального отчуждения реализовать свой сущностно-человеческий потенциал в труде?
Вступительное слово на семинаре «Категории труда в работах К. Маркса»:
Прежде всего, скажу о мотивах, подвигнувших нас заняться проблемой трудового воспитания в школе и семье.
1. Это понимание фундаментальности труда в воспитании полноценного человека.
2. Наблюдаемый и нами и педагогами многолетний провал в школьном воспитании в целом и в трудовом воспитании в частности.
3. Пресечение советской традиции воспитания (в том числе трудового) и невозможность полноценно опереться на какую-либо другую традицию.
И педагоги и общество в целом понимают необходимость возвращения в воспитательную практику трудового воспитания как ключевой составляющей воспитания, но важно, чтобы это было сделано с опорой на некие серьёзные основания.
Логичным, кажется, исследовать две традиции:
1. Советскую, исследование которой не может избежать анализа Марксова понимания труда и советской теории и практики, начиная от Макаренко и т.д.
2. Дореволюционную и поэтому, естественно, православную традицию. Исследование которой невозможно без внимательного прочтения библии и других основных трудов, без серьёзного разговора со знающими представителями Русской Православной Церкви.
Мы видим перспективу в сопоставлении этих двух традиций и, возможно, в формировании на их основе некоего общего фундаментального подхода к проблеме, позволяющего вырваться из сложившейся патовой безыдейной ситуации. Любые воспитательные программы, игнорирующие эту задачу, обречены на неудачу и не смогут прервать тенденцию к деградации воспитательного и образовательного процесса в нашей стране.
Наша полугодовая работа: встречи с педагогами, специалистами, родителями, обсуждения темы на различных площадках и в рабочих группах, изучение современных документов и педагогической литературы, которую уже можно отнести к историческому наследию, укрепили нас в таком подходе к решению задачи.
После обсуждения Маркса, на следующем семинаре, который, думаю, не заставит себя долго ждать, мы предложим взглянуть на проблему с помощью Православной оптики, и я надеюсь представители Красноярской Епархии помогут нам в этом.
Андрей Никитин, РВС.