Каких рабочих хотят вырастить наши власти?

Предложения по улучшению СПО, которые опубликовал Вячеслав Володин, основаны во многом на стандартах советской модели профтехобразования. Действительно, что может быть лучше бесплатного обучения в профессионально-технических училищах, оснащенных по последнему слову техники, при том, что студенты в них будут обеспечены питанием, одеждой и жильем? Именно такая система обучения существовала в СССР, давая даже последним двоечникам возможность получить профессию с гарантированным трудоустройством.

Однако что значит «средние профессиональные образовательные учреждения должны быть более ориентированы на запрос экономики в подготовке кадров»? Получается, что сегодня они менее ориентированы на потребности предприятий, чем в прошлом. Сейчас в СМИ активно рекламируется программа ускоренного обучения в колледжах, которая называется «Профессионалитет». Именно она, видимо, ориентирована на запрос современной экономики.

К сожалению, Володин не раскрывает, каковы эти запросы и в какой мере им нужно соответствовать. С другой стороны, в правительстве тоже скрывают все особенности «Профессионалитета», говоря лишь об удовлетворении потребности предприятий в кадрах, о сокращении сроков обучения и привлечении бизнеса к финансированию этого проекта. Программа воспитания по проекту «Профессионалитет» предлагает переход от личностного к профессиональному воспитанию, в результате чего выпускник СПО должен будет воспринимать мир через призму своей профессии. Тем самым кругозор человека будет существенно сужен, что прямо противоречит указу президента РФ от 21.07.2020 г. № 474, предполагающего создание условий для воспитания гармонично развитой личности.

Не потому ли власти скрывают все особенности «Профессионалитета», что предполагается снизить бюджетные затраты на СПО за счет сокращения объема широкой базовой подготовки в угоду узкой специализации, рассчитанной на нужды конкретного предприятия? Это будет очень «своевременно», учитывая, что отреформированная постсоветская школа уже не дает элементарного базового образования, на что регулярно указывают в ведущих (и не только) вузах страны. Неужели если школа не дает качественного образования, то нужно не повышать его, а приводить в соответствие ему остальные уровни образования?

Возвращаясь к высказанным спикером Госдумы предложениям, создается впечатление, что от советской системы СПО взяты лишь элементы социальной защиты студентов, тогда как собственно сам уровень профессионального образования будет снижен по сравнению с советским «эталоном». Видимо, власть имущие настолько увлечены идеей упрощения и опрощения населения с целью создания легкоуправляемого общества, что не видят грозящих нам проблем техногенного характера, связанных с «упрощением» людей. Так можно доиграться до уровня обезьян с гранатой.