Одна страна и два американских штата приняли законы по защите «нейронной конфиденциальности». Иными словами, это законы, которые регулируют чтение мыслей: когда и как можно, а когда нельзя.
А в Канаде, например, тему разминают. Один из главных телеканалов Канады выпустил об этом материал, который начинается словами:
«Представьте себе будущее, в котором носимое устройство сообщает рекламодателям, когда вы в настроении выпить шоколада, или сообщает вашему работодателю, когда вы не обращаете внимания на работу. Или когда медицинский имплантат, который должен спасти вашу жизнь, в конечном итоге используется против вас в суде.
Вот некоторые из сценариев, которые беспокоят людей в развивающейся области нейронной конфиденциальности, и они говорят, что некоторые из них уже ближе к реальности, чем вы думаете».
В Канаде предлагают рассматривать «нейронные» данные разновидностью биометрической информации и защищать в соответствии с уже имеющимся законом. Причём занимаются этими вопросами сразу несколько ведомств, в частности, комиссар по вопросам конфиденциальных данных и министерство здравоохранения Канады.
Вопрос также рассматривается несколькими штатами США и латиноамериканскими государствами.
Между прочим, передача «нейроданных» может идти в две стороны: не только на считывание, но и на «запись». И технологии эти сейчас активно развиваются по вполне понятным причинам.
Готовиться противодействовать этому надо сейчас и российский ответ может быть эффективным только если он будет ассиметричным. В ответ на развитие технологий надо развивать человека, который, чтобы там ни думали на Западе, имеет огромные резервы для развития, а Россия в советское время была лидером в этой области.
Но главная проблема в том, что у нас вера в человека тоже сильно подорвана потому, что мы уже 30 лет как смотрим в рот Западу. И позиция эта пока кардинально не меняется.