23 ноября на федеральном портале проектов и нормативных актов появился проект постановления правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Автором проекта выступило Минпросвещения РФ. Не претендуя сейчас на подробный и всесторонний анализ документа, можно отметить следующее.
1. Профилактика — это, по определению, меры, предупреждающие какие-либо нехорошие явления, например, болезнь или преступление. Если в систему будут попадать только данные «неблагополучных» детей и подростков (или детей из «неблагополучных» семей), то это вряд ли можно назвать профилактикой. Разве что профилактикой дальнейшего неблагополучия.
Необходимо, правда, отметить, что в настоящее время неблагополучие семей определяется практически «на глазок» чиновниками. Уже сейчас фиксируется множество нарушений в этой области, так что нормальные, благополучные семьи имеют неиллюзорные шансы в этой системе очутиться.
2. Список поставщиков данных в систему очень широк и включает в себя в том числе образовательные учреждения и медицинские организации.
3. К системе также могут быть подключены негосударственные субъекты, в том числе готовые «участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». НКО и раньше привлекались к такой деятельности, новизна состоит фактически в потенциальном расширении возможности доступа таких организаций к информации о гражданах.
В целом ничего принципиально нового в этом законопроекте, на первый взгляд, не содержится. В систему будет вноситься информация, которая и сейчас собирается, разве что документ позволяет увидеть все источники такой информации.
Естественно, самый острый вопрос — смогут ли граждане в принципе препятствовать попаданию сведений о них и их семьях в эту систему и иметь контроль за попаданием таких сведений в нее?
Что касается вынесенной в название профилактики, то и сейчас то, что называется профилактикой, таковой, как правило, не является.
Взять, например, зацеперов. Работы по профилактике ведутся либо формально (путем оповещения родителей и детей об опасности этого занятия), либо постфактум, когда кто-нибудь пострадал или уже пойман за данным занятием — и только тогда они попадут в систему.
То же касается и других опасностей, угрожающих детям. Поэтому если система будет служить только для автоматизации обработки уже обрабатываемой иными способами информации, то она несет «обычные» опасности и другие последствия, сопровождающие подобную автоматизацию.
Это усиление риска утечки данных (в том числе криминальным структурам) и расширение реального круга лиц, которые смогут знакомиться с данными. Гражданам также станет сложнее уследить за касающейся их информацией.
Однако такая система может использоваться и для других целей, например, если в ней будет собираться информация не только о проблемных семьях (даже с учетом того, что семья, которую чиновники считают проблемной, не обязательно является таковой на деле). А следовательно, она может усилить гнет со стороны властей по отношению к семьям.
Чем это обернется, понятно. Дальнейшим снижением демографических показателей, что, однако, будет списано на любые другие факторы.