В Норвегии учителям разрешат применять к ученикам физические воздействия, если те нарушают дисциплину, срывают уроки или проявляют агрессию по отношению к другим ученикам. Включая словесную агрессию.
Любопытно, что законопроектом реагировать разрешается не только на физическую или словесную агрессию, но и на видеосъемку на телефон. Учителю (или другому сотруднику школы) можно будет вывести ученика из класса и даже отобрать у него телефон.
Ранее учителям уже разрешили физически пресекать нападения на других или препятствовать порче имущества, новый законопроект позволяет действовать на упреждение. Министерство образования планирует также ввести дисциплинарные меры по отношению к ученикам, которые срывают уроки.
Судя по всему, норвежские законодатели действуют в той же парадигме, что и наши власти, пытаясь бороться не с причиной, а со следствиями проходящих в обществе разрушительных процессов. Ведь если для пресечения агрессии понадобился закон, значит явление носит массовый характер, а следовательно, есть некие социальные причины, побуждающие учеников проявлять агрессию.
Частично причины усугубления проблемы агрессии известны. В их числе деструктивное влияние соцсетей, с чем борются уже по всему миру, вводя запреты на соцсети: другого действенного средства борьбы с их негативным влиянием не найдено.
Непонятно, сможет ли помочь норвежцам решить проблему агрессии в школах предлагаемый закон, однако совершенно очевидно, что даже если бы он был введëн у нас, ситуацию бы вряд ли улучшил. Ввели же в школах запреты на смартфоны, но ситуацию в школах изменить он не смог.
Так и с агрессией: закон может работать либо когда учителя пользуются у учеников большим уважением, либо если учителя в совершенстве владеют приëмами рукопашного боя и внушают детям страх. Оба этих варианта не про современную школу, поэтому такие меры могут носить скорее популистский характер, что за рубежом, что у нас.