В рамках исследования ученые проанализировали данные МРТ-сканирования мозга 394 подростков с поведенческими проблемами и 350 подростков, не имевших таких проблем. Исследование показало, что у участников из экспериментальной группы было гораздо меньше серого вещества в миндалине, островке мозга и префронтальной коре. Данные части мозга связаны с эмпатией, эмоциональной регуляцией и другими функциями. В дальнейшем ученые планируют выяснить, имеют ли отношение к обнаруженным особенностям мозга такие факторы, как злоупотребление психоактивными веществами, курение матери во время беременности и жестокое обращение в раннем детстве.
Сообщение явно из рубрики «Британские (американские, австралийские, вписать , какие еще) ученые сделали «открытие». Никакого отношения к настоящим исследованиям такие «открытия» не имеют. По жанру деятельность подобных «ученых» скорее можно отнести к представлениям фокусников, артистов цирка или уличного балагана.
Отличает их от настоящих ученых желание все упростить, свести к примитивным схемам да так, чтобы результаты «исследований» в три секунды были бы объяснены случайному прохожему на улице. Но особенно опасными мне кажутся попытки с помощью примитивных схем объяснить человека. Словно он – робот, управляемый сетью проводников, находящихся в черепной коробке.
Словно человек существует не в культурной среде, способной его формировать, воспитывать и преобразовывать, сообщать ему определенные образцы поведения. Давно уже известно ученым без кавычек, что очень небольшое количество нервных структур и клеток на момент рождения ребенка являются зрелыми и активно функционирующими. Как правило, это структуры, связанные с ощущениями тела: больно-приятно, холодно-тепло и т. д.
Что касается остальных зон или клеток мозга, то чем меньше они стимулируются, активизируются опытом, тем они, соответственно, меньше развиваются. Простой пример — дети-маугли, выросшие среди животных, не способные научиться говорить, несмотря на то, что рождаются со здоровым мозгом. Если на протяжение первых нескольких лет жизни ребенка соответствующие речевые зоны не стимулируются — то есть нет рядом людей, разговаривающих с ребенком — эти зоны перестают функционировать. Так что «ученые» немножко перепутали причину со следствием.
Это касается и эмоционально-волевой регуляции, и способности проявлять сочувствие. И сочувствие, и умение себя контролировать человек приобретает прежде всего посредством воспитания и культурного развития. Да, есть очень небольшое количество людей, рождающихся с тяжелыми патологиями мозга или получающих тяжелые травмы, таких очень трудно или практически невозможно развивать. Но это, скорее, исключение. Большинство людей рождается с мозгом, обладающим большим потенциалом развития. Человек не является полностью обусловленым биологически существом.
Чем опасна такая тенденция – упрощать человека, делать его полностью обусловленным биологией? Тем, что такой подход предполагает отказ от развития человека. Берем, сканируем мозг и разделяем людей на тех, кто полноценен, и тех, кто не очень. С теми, кто не очень, придется что-то делать.
А что делать? Уж точно не тянуть их вверх, воспитывать их, работать с ними. «Тут же анатомия, ничего не поделаешь. Мозг ущербный». Тогда придется отделить их от полноценных. Другого выхода нет.
Когда отказываешься от идеи развития человека, неизбежно приходишь к идее многоэтажного человечества, на разных уровнях которого будут находиться люди с той или иной степенью «полноценности».