Недавно пермский уполномоченный по правам детей Павел Миков, известный своей радикально-ювенальной позицией, дал интервью в эфире радиостанции «Эхо Перми». В очередной раз оказалось, что «народ не тот». Видите ли, согласно опросу, 85% сегодняшних взрослых подвергалось в детстве «насилию» со стороны родителей, а 75% признались в применении «насилия» к своим детям. И так — «из поколения в поколение», причитает чиновник. Весь наш народ — дремучие варвары, и всех нас надо срочно перевоспитывать — такой вывод делает Миков.
(Как будто это помешало СССР победить фашистов или создать свою фундаментальную науку, или запустить в космос человека. Как будто это у нас процветают педофилия и разные другие извращения, возведенные в норму. Как будто это в России граждане массово сдают своих стариков в дома престарелых.)
Можно было бы пропустить мимо ушей очередной мимолетный наезд на семью со стороны «защитника детей». Но дело в том, что он произошел на фоне очередной масштабной атаки на семью со стороны депутатов Госдумы.
Ювенальные лоббисты использовали свой любимый шулерский прием – внедрение отдельных ювенальных норм в законы, которые на первый взгляд не имеют отношения к семье. Причем на этот раз жертвой стал законопроект, который по замыслу должен был наоборот противодействовать ювенальщине.
Сперва, немного истории.
Речь идёт о законопроекте №953369-6, который должен был перевести побои в разряд административных правонарушений. Сейчас наказание за это преступление предусматривается частью 1 статьи 116 УК РФ. Декриминализация (т.е. исключение из разряда уголовных преступлений) была предложена Верховным Судом РФ (ВС РФ) и поддержана Президентом в конце прошлого года.
Дело в том, что под грозным названием «побои» скрываются действия, причиняющие физическую боль, но не наносящие вред здоровью. К «побоям» относятся шлепки, щипки, удержание и т. п. Однако новый законопроект сохраняет уголовную ответственность за побои, совершенные из хулиганских или экстремистских побуждений (бывшая часть 2 ст. 116 УК РФ).
Задуманная декриминализация сильно угрожала позициям ювеналов, которые до сих пор, за неимением иной законодательной базы, использовали уголовную ответственность за побои. В своей практике «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) часто сталкивалось с тем, что на родителей, отшлепавших своё чадо за нехороший проступок, заводились уголовные дела. Это позволяло ставить вопрос о лишении родительских прав.
Кроме того, декриминализация побоев позволила бы семье, попавшей под давление чиновников в связи с обнаружением у ребенка синяка или ссадины, обойтись без профессионального адвоката, т.к. защитником в административном деле может выступать любой гражданин, которому доверяет подсудимый.
Более того, если бы это предложение Верховного Суда (поддержанное Президентом) было принято законодателями, то из числа «проювенальных» органов власти был бы исключен такой мощнейшей игрок как Следственный комитет (СК). Ведь в последнее время он объявил «защиту прав несовершеннолетних» одним из главных приоритетов своей деятельности. Между тем очевидно, что единственный способ такой защиты, которым располагает СК — это привлечение кого-либо к уголовной ответственности. Неудивительно, что в последнее время увеличилось количество уголовных дел по части 1 статьи 116 УК, возбуждаемых в отношении родителей. СК с особым рвением взялся возбуждать и расследовать уголовные дела о детских ссадинах, шишках и синяках. Ведь таким способом гораздо легче повысить раскрываемость, чем заниматься действительно опасными для общества преступлениями. Это не выдумки, это конкретные наблюдения юристов, занимающихся антиювенальной практикой. Часть 1 статьи 116 УК РФ стала инструментом по созданию пугала «семейного насилия», а также образа семьи как источника опасности.
Также немаловажно, что декриминализация имеет обратную силу. А значит, она приводит к отмене всех прежних приговоров за «побои». Они отменяются задним числом, в соответствии со статьей 10 УК РФ. Это дало бы возможность воссоединиться некоторым семьям.
Наконец, поскольку государство у нас демократическое, законы в нём должны приниматься в соответствии с общественным мнением. В 2014 году центром АКСИО был проведен беспрецедентный опрос, в котором приняли участие 43 687 человек из всех регионов Российской Федерации (для сравнения: самые авторитетные агентства обычно опрашивают порядка 1500-2000 человек). Один из выводов исследования: легкие физические наказания детей считают преступлением не более 7% граждан России!
Короче говоря, инициатива Верховного суда РФ, поддержанная Президентом, оказалась явно полезной. Первые чтения долгожданного законопроекта №953369-6 в Государственной Думе состоялись 26.02.2016 г. и прошли на удивление спокойно — проект закона был принят практически без изменений.
А дальше произошло то самое заражение будущего закона ювенальным вирусом, которое и заставило нас взяться за написание этой статьи.
Ювенальный вирус
Уже 28.04.2016 г. в ходе экспертизы законопроекта в Общественной палате (ОП) РФ разгорелся нешуточный спор.
Правительством РФ были представлены поправки, которые выделяли в отдельную категорию «побои, совершенные в отношении близких лиц». Согласно поправкам, такие побои должны по-прежнему считаться уголовным преступлением! Причем под «близкими лицами» здесь понимаются:
«близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), опекуны, попечители, а также лица, состоящие в родстве с виновным лицом, или лица, ведущие с ним общее хозяйство».
То есть, говоря юридическим языком, в статью 116 УК предложено было ввести специальный криминальный субъект (наравне с экстремистами и хулиганами) — семью.
Но это ещё не всё!
Как уже было сказано, сегодня за шлепок ребенка тоже можно понести уголовное наказание. Однако в полной мере данная норма не работает, несмотря на указанную выше установку Следственного комитета на «защиту прав несовершеннолетних». Дело в том, что потерпевший может пойти на примирение с виновным, а это значит, что СК отработал напрасно и галочку не получил.
Так вот, с введением этих поправок дела по «побоям» невозможно будет прекратить! Побежит, извините, истеричка, в полицию, напишет заявление на мужа за пощёчину — дознаватели тут же возбудят уголовное дело. На следующий день мадам одумается, помирится со своим мужем — а прекратить дело уже нельзя! Дальше мужа могут уволить в связи с судимостью, ребёнку будет закрыт путь на госслужбу. А семья рискует развалиться.
Примечательно, что извращенный проект закона подсунули в раздаточные материалы непосредственно перед заседанием ОП РФ.
Мотивы этого ювенального извращения известны — сторонники идеи специальной криминализации семьи их неоднократно озвучивали. Одним из таких сторонников является Мари Давтян — адвокат, советник по правовым вопросам и, по её же признанию, один из авторов законопроекта «О семейно-бытовом насилии», продвижение которого удалось остановить. На данном заседании ОП РФ она заявила, что большая часть насильственных преступлений совершается именно в отношении близких, в частности, мужьями в отношении жён или сожителями в отношении их сожительниц. Как ни странно, её поддержал Денис Воронов — сотрудник аппарата МВД РФ, подполковник внутренней службы. Более того, он заявил, что при оценке законов о побоях ссылаться на статистику — некорректно, поскольку побои — якобы «достаточно латентный» вид преступления. Подобное отношение к криминологии и к действительной статистике «семейно-бытового» насилия выглядит весьма странно. Зачем же тогда существует Главный информационно-аналитический центр МВД?
Исследования этого центра напрочь опровергают ошибочное мнение о якобы угрожающих масштабах семейного насилия и дают понять, что в действительности именно НЕсемейная сфера представляет наиболее опасный источник преступных посягательств в отношении как детей (86%), так и женщин (87,3%). Более того, результаты исследований показывают, что количество зарегистрированных преступлений, связанных с семейным насилием, в последнее время неуклонно снижается.
Иными словами, уголовное преследование близких родственников за подобные «побои» бессмысленно и несправедливо. Предложенная редакция без каких-либо на то оснований выставляет семью источником всех зол, что противоречит всем традиционным устоям и ценностям общества, для которого семья — оплот безопасности и источник заботы. В конце концов, это не что иное как дискриминация по социальной принадлежности, то есть нарушение статьи 19 Конституции РФ. Именно так квалифицировала поправки Людмила Виноградова — член Общественной палаты РФ, судья в отставке, член временной рабочей группы при Совете Федерации РФ по разработке изменений в семейный кодекс РФ.
Чем же всё закончится?
Несмотря на выступления Воронова и Давтян, Общественной палатой не были одобрены предложенные поправки.
Однако, вопреки её мнению, эти же самые поправки были внесены 7 июня 2016 года во время пленарного заседания Государственной Думы депутатом Павлом Крашенинниковым. В результате, законопроект был принят во втором чтении. Что примечательно, на сайте Госдумы размещена информация, согласно которой, замечания правового характера по проекту федерального закона не учтены. В отзывах — «одобрямс» от трех регионов страны. Сейчас текст документа к третьему чтению выставлен, и данные поправки из него не исключены.
Если же он будет принят в третьем чтении, значит, Госдума тем самым наплюет на мнение Президента и Верховного суда. Если же Президент его подпишет, то перестанет быть гарантом Конституции. Это уже не говоря о его обещаниях родительской общественности, что ювенальщина в России не пройдет, данных в 2013 году.
Олег Барсуков, Алексей Мазуров
специально для eotperm.ru