Добрый день, дорогие друзья! В этой статье я хочу поговорить о тенденции, которая наблюдается в современном кинематографе в целом и в российском, в частности. Называется она — переворачивание понятий добра и зла.
Есть древний сюжет, берущий начало из мифов и легенд, который лёг в основу большого количества сказок народов мира, книг, фильмов и мультфильмов. Это сюжет о герое, побеждающем дракона. Чудище держит в страхе города и пожирает людей. Ему приносят в жертву женщин, пока не находится воин-освободитель, убивающий дракона. Таков греческий миф о Персее, освобождающем Андромеду, миф о святом Георгии Победоносце, этот же сюжет присутствует в былинах (о Добрыне Никитиче), романах (о Тристане и Изольде), в русских и зарубежных народных сказках, на которых вырастали целые поколения. Много мультфильмов с героем, побеждающим дракона, было создано в советские времена. Не обошёл стороной «драконью тему» и современный отечественный кинематограф. Однако, с весьма странными тенденциями.
Увеличение градуса «драконофилии» в кинематографе
В 2006 году выходит мультфильм студии «Мельница» — «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Богатырь в нем сильный и смелый, землю от супостатов защищает, а ещё дружит с добрым Змеем Горынычем, который не по своей воле был вовлечён в авантюру злых людей. Хоть это и расходится с былинным сюжетом, но почему бы не сделать Горыныча хорошим? Есть же мультфильмы с добрым дракончиком? Можно было бы посмеяться и забыть, если бы не другие фильмы на драконью тему.
В 2011 году выходит мультфильм той же студии «Мельница» — «Иван Царевич и Серый волк». В нем герой уже показан никчёмным, он высмеивается и не одерживает побед, зато его друг Змей Горыныч спасает страну от грозящего зла. Это уже немного настораживает, так как, если мы хотим предъявлять подрастающему поколению хороший пример, то побеждать в сказках всё-таки должны герои.
В 2015 году выходит мультфильм «Богатырша» кинокомпании «Парадиз». Дракон сжигает деревню и требует выдать ему княжну. Вместо неё решают отдать главную героиню — богатыршу. Между драконом и девушкой возникает сердечная привязанность, закончившаяся свадьбой и превращением Горыныча в прекрасного принца. Тут уже нельзя не напрячься — происходит реверс понятий. Девушка влюбляется в злодея. Он и герой — одно и то же лицо.
Но апогеем этой череды «драконофилии» стал фильм «Он — Дракон», выпущенный кинокомпанией «Базевельс» в том же 2015 году. В фильме показан сказочный сюжет о принесении в жертву драконам невест и о драконоборце, положившем этому конец. Прошли годы, изменились и люди, и драконы. Как и в предыдущем мультфильме, между девушкой и добрым драконом-оборотнем в его логове возникают чувства. Внук драконоборца оказывается алчным и грубым. Девушка отвергает жениха и живёт долго и счастливо с драконом.
В один и тот же год выходят два фильма, в которых героиня влюбляется в дракона!
Для меня это сигнал, что нечто такое происходит.
Мы наблюдаем тенденцию постепенного увеличения градуса «драконофилии» в Российском кинематографе с таким же постепенным реверсом понятий добра и зла, происходящем в полном согласии с теорией Джозефа Овертона о прививании обществу ранее неприемлемых для него идей.
Обобщим эту формулу.
Обратите внимание на первую и последнюю строку таблицы. Вот и окна Овертона!
Во всех приведенных в пример картинах есть сцены полёта девушки на драконе. Также девушки говорят о зависти к способности летать и быть свободным.
Сведённая воедино мысль звучит так: «Те, кто считались врагами, могут быть и хорошими, а герои могут быть никчёмными и злыми, но у злодеев есть свобода, а любовь с ними сулит невероятные полёты во сне и наяву». Она завязана на какие-то эротические игры с опасностью. Возьмём, к примеру, слова песни из фильма «Он — Дракон»:
«Меня больше нет,
Лишь пепел и дым.
Я тебе верю,
Открою все секреты,
Беспощадному зверю.
Я знаю, что ты мне не враг.
Расправь свои крылья,
Пусть желанья станут былью.
Убивай меня смело,
Как в последний раз».
Одновременно такой же процесс переворачивания сказочных ценностей происходит и в американском кинематографе.
Вот некоторые примеры.
Фильм «Сумерки» — про любовь к вампирам и оборотням.
Мультфильм «Беовульф», 2007 г., «Warner Brothers ImageMovers». В нём люди алчные и злые терроризируют чудищ, дракон — дитя героя.
Мультфильм «Как приручить дракона», 2010 г., «DreamWorks Animation». Главный герой показывает, что вместо борьбы с драконами с ними можно дружить.
Фэнтезийный сериал «Однажды в сказке», 2011—2016 гг. В сериале происходит плавный переход от классических сказочных сюжетов к дружбе героев и злодеев с последующим героизацией злодеев и унижением героев. И многое другое.
Но одно дело — какие-то там диснеевские персонажи, другое дело, когда это подстраивается под русскую специфику с участием былинных богатырей, Иванов царевичей и Змеев Горынычей.
Так что я предлагаю внимательно посмотреть на герб Российской Федерации — один из главных государственных символов — и задаться вопросом: тенденция героизации драконов и очернения героев несёт в себе созидание и благо для Российского общества или разрушение и хаос?
Значение символа святого Георгия победоносца для России и стран Запада
На гербе Российской Федерации находится изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы Добра со Злом, Света с Тьмой, защиты Отечества. Он утвердился на груди двуглавого орла при Иване Грозном как символ сплочения русских княжеств вокруг Москвы.
Императрицей Екатериной II в 1769-м году был учрежден Императорский Военный Орден Святого великомученика и победоносца Георгия в качестве награды за доблесть и знак отличия в боях и службе.
Легенды гласят, что святой Георгий убил змея, требующего себе на съедение детей и женщин. После чего царь и все подданные приняли христианство.
Культ Святого Георгия возник в V веке н. э. и распространился в Малой Азии, Ближнем Востоке и Западной Европе. Он был почитаем в Византии, откуда и пришёл на Русь. Георгий родился в Каппадокии (области в Малой Азии) в знатном роду, был на воинской службе у императора Диоклетиана (284—305 гг.). Но начались гонения на христиан, и Георгий раздал имущество и пострадал за веру. Одна из трактовок символики георгиевской ленты, на которой висел Орден, — это три смерти и два чудесных воскрешения святого.
Почитание Святого Георгия на Руси всегда усиливалось в тяжкие, но судьбоносные для страны времена. Для народа и воинов Российской империи он был символом Отечества и Победы.
В старину не разделяли змия и дракона – это было одно и то же существо, образ библейского зла и олицетворение врагов русской земли. Потом такая символика перекочевала в Советский Союз. Георгиевские цвета были на лентах солдатского ордена Славы и на медали «За победу над Германией». Плакаты времён Великой Отечественной войны использовали образ святого Георгия как воина, сокрушающего фашистского гада, например, карикатуры Кукрыниксов и другие рисунки. В советском мультфильме «Возвращение с Олимпа» драконы ассоциируются с фашизмом.
Таким образом, и символ героя, побеждающего дракона, и сама легенда для российского общества являются чуть ли не основополагающими.
Самое интересное, если изучить мистическо-эзотерические течения, на которых выросла идеология фашизма, то мы поймём, насколько она связана с образами мифических драконов. Предлагаю разобрать это подробнее.
Предельные основы понятий добра и зла
Отправной точкой любых представлений о добре и зле является акт сотворения мира. С этого начинается Ветхий завет, с этого же начинаются многие мифы.
Первыми мифическими героями были боги-демиурги, помогающие построению космоса (то есть упорядоченного мира материальных форм) из хаоса (тьмы, пустоты, великого Ничто). Они обустраивают вселенную, противостоят беспорядку и силам разрушения, а бездна, из которой был рождён мир, стремится снова его поглотить.
Далее, в мифологии на смену героям-богам приходят герои-полубоги (дети богов и людей). Они сражаются с хтоническими чудищами — первыми порождениями богини земли, как правило змее- и драконоподобными.
Змея в мифологии связана с землёй и водой и выступает в разных ипостасях. С одной стороны — это символ мудрости земли, приносящий исцеление и дарующий жизнь. С другой стороны — это зловещий символ культов плодородия с человеческими жертвоприношениями и людоедством. Земля одновременно и даёт всходы, и поглощает умерших живых существ.
Древние предки считали, что для того, чтобы что-то выросло, нужно что-то другое принести в жертву. Иной раз в ход шли и люди, и младенцы. Древнейшие богини плодородия, по совместительству богини войны, часто связаны со змеями и требуют кровавых жертв. Авторитетные исследователи, например А. Ф. Лосев в «Античной мифологии», утверждают, что хтоническое начало тесно связано с первоначальным полуживотным состоянием человеческого общества, максимально зависимого от природы. Отсюда и хтонические гады (драконы, великаны, циклопы и т. д.) означают всепожирающую, всепоглощающую природную стихию, которой люди должны противостоять.
Но развитие высшей нервной деятельности у людей идёт полным ходом, люди учатся выживать, благодаря труду и сознанию. Тогда возникает более передовая культура, знаменующая переход от хтонической к героической мифологии (или от титанической к олимпийской). Человек поднимается по эволюционной лестнице. Герой убивает Гада!
Героями новой мифологии становятся сочувствующие людям боги, которые дают им огонь, культуру и прививают любовь к искусствам. Наиболее известный из них — греческий Прометей.
После, на смену полубогам приходят герои-люди, в том числе реально существовавшие. Они сражаются с врагами Отечества либо за права угнетённого народа. Сказочные злодеи, помимо людоедской составляющей, приобретают черты всего, что вносит несправедливость и разлад в человеческое общество — братоубийственный грех, жадность, зависть, гордыню и отношение к другим людям как к ничтожествам.
Когда приходит пора мировых религий, наш герой приобретает черты христианина, и символ борца с драконом начинает восприниматься как христианство, побеждающее тёмное язычество и рабовладельческий строй.
Вот, что написано о драконах в скандинавских мифах:
Не рад был Каин
убийству Авеля,
братогубительству,
ибо Господь
первоубийцу
навек отринул
от рода людского,
пращура зла,
зачинателя семени
эльфов, драконов,
чудищ подводных
и древних гигантов,
восставших на Бога,
за что и воздалось
им по делам их.
(скандинавский миф «Беовульф»)
Но предтечи нового гуманизма оформились ещё в античности, равно как и радикальные гностические течения, породившие фашизм.
Предлагаю рассмотреть две противоположные концепции понимания сотворения мира: в трактовке христианской морали и гностических течений.
В основе русской идентичности лежат христианские представления. Советский Союз тоже воспитывал людей в христианской морали, несмотря на воинственный атеизм. А гностические идеи легли в основу Гитлеровского фашизма.
Как гностические драконы связаны с фашистской идеологией
Огромное влияние на фашистскую идеологию оказали труды Гвидо Фон Листа, австрийского рунолога и оккультиста, а также Виллигута (бригаденфюрера СС).
Гвидо Фон Лист просто скопировал и свёл воедино несколько мистическо-философских идей, по большей части Ницше и Елены Блаватской (уроженки Российской империи, переехавшей в Лондон). Блаватская рассуждала о неких гностических сектах, поклонявшихся Змею — Офитах. Они почитали Змея символом высшего знания, считали, что некая сущность — Премудрость, приняв образ Змея, поведала первым людям о том, что скрывал от них подлый и ограниченный Демиург — создатель вселенной. Особую роль в этом гностическом направлении имеет некий Макара или Левиафан (разрушитель космического бытия).
В мифологии Левиафан— это многоголовое морское чудовище, поверженное Баалом. Оно упоминается в Ветхом Завете. Иногда отождествляется с Сатаной.
Далее Блаватская говорит о неком черном (или центральном) солнце — как о незримом высшем центре вселенной и что тайна черного солнца, хранится арийским кругом посвященных.
Гвидо Фон Лист связал это всё с так называемой подлинной верой древних германцев, создав гностическо-эзотерическое учение арманизм. впоследствии предложенный немецким нацистам и Гиммлеровскому СС. Арманами в нём называются короли-жрецы — высшая каста арио-германцев.
Хотела бы заострить внимание на том, что в упомянутом отечественном фильме «Он—Дракон», красавца-оборотня-дракона, в которого влюбляется героиня зовут Арман. Конечно, то что имя Арман, оно же Герман, было взято для названия учения о высшей германской расе не означает, что им теперь нельзя называть мальчиков. Но контекст подозрителен. Фашистский оккультизм тесно переплетён с миром мифических драконов и в фильме имя дракону выбирается именно Арман. Это наводит на дополнительные размышления.
В основу Гитлеровской фашистской идеологии были положены два противоборствующих гностических направления — арманизм Гвидо Фон Листа и ирминизм Виллигута. Расходясь по мелочам оба течения сходны в главном — в особом знаке черного солнца, с помощью которого можно уничтожить материальную демиургическую вселенную, после чего восторжествует первозданный мир титанов, Левиафана, вавилонской Тиамат, первичного дракона Витру, великана Имира и так далее.
Витра в индийской мифологии — исполинский многоглавый дракон, именуемый всепоглотитель.
Имир — великан из тела которого был создан мир.
Тиамат — «глубина» или «бездна», аналог Имира. Та самая бездна, которая упомянута в первой книге Бытия.
Что значит мир Титанов и драконов? Это тот самый доолимпийский мир хтонической мифологии, в котором человек не обременён сколько-нибудь значимым разумом, а стало быть и гуманизмом, и моралью. «Сон разума рождает чудовищ» — гласит испанская пословица. В этом мире с перевесом животного над человеческим возможно поклонение и смерти, и бездне.
Элита СС в ключевом культовом эсэсовском замке Вевельсбург поклонялась черному солнцу и молились всем этим богам: Имиру, Тиамат, Витре, Левиафану.
«Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.»
(Песня «Священная война»)
Все зверства Гитлеровского режима — бесчеловечные эксперименты над людьми, массовые убийства, геноцид возможны только если оправдываются идейной почвой, в роли которой выступает гностицизм. Если человек считает материальный мир злом, в котором часть людей не обладает душой, то может себе позволить любые зверства.
Но вернёмся от абстракций к реальности. В реальности, помимо мультфильмов о любви к врагу происходит такое явление, как реабилитация фашизма.
Попытки реабилитации фашизма в России и в мире
Каким таким непонятным образом народ Украины смог проглотить и не подавиться тем, что новое правительство сделало государственными героями Бандеру и Шухевича — пособников фашистов, которые творили такой зверский геноцид во время Великой Отечественной войны, от которого даже у Гитлера волосы вставали дыбом? Это народ, который с братьями по Советскому Союзу бок о бок раздавил фашистского гада! То, что привело к идеологической дезориентации народа и потери исторической памяти называется послеперестроечная пропаганда. Сознание украинской молодёжи целенаправленно обрабатывалось в русофобском ключе. Одновременно проходили процессы реабилитации фашистской идеологии.
Не только на Украине, но и в странах Запада сейчас то там, то здесь начинают проявлять себя националистические группировки, превозносящие пособников фашистов. В нашей стране этот процесс тоже идёт полным ходом, хотя, надо отдать должное российскому народу, в своём большинстве он не ведётся.
В то время, как детям раскачивается крыша добрыми драконами и злыми героями, параллельно происходят попытки обеления фашистов и очернения красноармейцев. В конечном счёте всё это как и в мультфильмах сводится к любви девушки и фашиста. Например в 2016 году по телеканалу Россия в передаче «Танцы со звёздами» был показан номер с актером Александром Петровым, одетым в костюм немецкого офицера времен Великой Отечественной войны. Он с партнёршей изображал любовь фашиста и русской девушки под песню «Ну почему вы так не любите фашиста». Народ этим был крайне возмущён.
Параллельно идут попытки приравнять Сталина и Гитлера, цифры сталинских репрессий преувеличиваются в десятки раз. То там, то здесь под разными предлогами демонтируются советские памятники. Одновременно то там, то здесь пытаются установить памятники пособникам фашистов. Например, в Санкт-Петербурге в 2016 году на здании Военной академии повесили памятную доску Маннергейму, участвовавшему в организации блокады Ленинграда. Это вызвало шквал недовольства со стороны горожан. Доску сняли. В Ростовской области стоит памятник атаману Краснову — предателю и пособнику фашистов. В Москве в 1994 году была установлена памятная плита в честь 15-го кавалерийского корпуса СС, и так далее.
Помимо этого, создаются неоязыческие или рунические секты, завлекающие подростков. Завлекают на всё хорошее — здоровый образ жизни, славянскую культуру, блины, традиции. Затем хорошо обрабатывают мозги, рассказывая небылицы про древних славян, заставляя писать руны кровью. Обеляют символы Третьего рейха, рассказывая, что гитлеровский коловрат — это солнышко, дарящее свет и плодородие. А ведь мы разобрали, что это символ уничтожения космического бытия и ницшеанского вечного возвращения.
На выходе в секте почему-то все зигуют, носят коловраты, кричат хайль Гитлер. Такой вот извращённый славянский патриотизм получается.
Для чего всё это?
Знают ли работники теле- и киноиндустрии, что делают, когда изливают на головы молодёжи деструктивные идеи, или действуют бессознательно, будучи зараженными западными веяниями — вопрос не ко мне. Думаю, что всё имеет место. Пятую колонну никто не отменял, в то же время люди могут творить и бессознательно.
Можно лишь зафиксировать, что начавшийся в Голливуде процесс переворачивания ценностей и понятий достигает нашего кинематографа с одновременными попытками реабилитации фашизма и очернения Советского Союза.
Враги делают ставку на фашизацию неспроста. Это неизбежно должно приводить в странах бывшего СССР и Европы к уничтожению всего, что связано с победителем дракона — СССР, и к русофобии, так как народом-собирателем Союза были русские. Неонацисты, свергнув власть, не смогут ничего построить, так как их глубинные смысловые основы базируются на разрушении космического бытия, а не созидании. Вот вам и победа над конкурентами.
Еще, если с энергоресурсами на Западе случится печаль, и нужно будет назвать большую часть людей лишними ртами, то гностическая идеология — наилучший выбор для оправдания массового уничтожения населения, достаточно кого надо назвать хиликами, а кого надо — пневматиками.
Помимо чисто экономического интереса, есть и идейные последователи фашизма, желающие его реабилитации.
Противодействовать деструктивным процессам — задача нашей власти, интеллигенции и, конечно же, нас — народа, который должен брать на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения, объяснять ему, где истина, а где профанация.
Анна Яценко, РВС
Материалы, используемые в статье:
Русский героизм. Князь Святослав.
Судьба гуманизма в XXI столетии. (Про фашистов и чёрное солнце).
Про символ святого Георгия Победоносца.