Миллениалы: поколение «Я, Я, Я»

Джоэль Стейн (Joel Stein) 20 мая 2013

Перевод с ангийского

Я готов сделать то же самое, что старики делают постоянно: назвать тех, кто моложе меня, эгоистичными, поверхностными лентяями, считающими, что все вокруг им должны. Но у меня есть исследования! У меня есть статистические данные! У меня есть высказывания уважаемых университетских преподавателей! У меня, в отличие от моих родителей, дедов и прадедов, есть доказательства!

 

Вот голые упрямые факты: по данным Национальных институтов здоровья (the National Institutes of Health) доля людей с нарциссическим расстройством личности почти в три раза выше у тех, кому от 20 до 30 лет, по сравнению с теми, кому 65 и более; в 2009 году количество студентов колледжей, набравших по шкале нарциссизма высокие баллы,  выросло на 58% по сравнению с 1982 годом. Миллениалы (в социологии и демографии поколение родившихся между 1981 и 2000 годами, — прим. перев.)в процессе взросления получали так много наград, что, по результатам недавнего исследования, 40% из них считают, что их должны повышать в должности каждые два года, независимо от результатов деятельности. Они помешаны на  славе: согласно опросу 2007 года, среди школьниц средних классов втрое больше тех, кто хочет стать, когда вырастет, личным секретарем какой-нибудь знаменитости, чем тех, кто хочет стать сенатором; вчетверо больше предпочли работу секретаря знаменитости работе исполнительного директора крупной корпорации. Они настолько уверены в своей собственной значимости, что по данным Государственного исследования молодежи и религии (the National Study of Youth and Religion), руководящим моральным принципом для 60% миллениалов в любой ситуации будет их собственное ощущение того, что является правильным. Их развитие заторможено: согласно данным опроса развивающихся взрослых (возраст 18 – 29 лет, — прим. переводчика) университетом Кларка за 2012 год (according to the 2012 Clark University Poll of Emerging Adults), среди людей в возрасте от 18 до 29 лет больше тех, кто живет с родителями, а не с супругом. И они ленивы. В 1992 году некоммерческая исследовательская организация Families and Work Institute (Институт семьи и работы) сообщила, что 80% людей моложе 23 лет хотят в будущем получить работу с большей степенью ответственности; 10 лет спустя этого хотели только 60%.

 

(Опрос: кто самый влиятельный миллениал?)

 

С учетом разных позиций тех, кто отвечает на вопрос «кто такие миллениалы?», а миллениалы — это те, кто родился в промежутке 1980 – 2000 гг., мы, чтобы упростить дело для тех, кто благодаря компьютерам вырос без опыта устного счёта, будем считать миллениалами главным образом подростков и тех, кому 20 с чем-то. Равнаяя 80 миллионам, эта группа является самой большой возрастной группой в Америке. Миллениалы разных стран различаются между собой, но из-за глобализации, социальных сетей и СМИ, экспорта западной культуры и скорости нарастания изменений миллениалы по всему миру больше похожи друг на друга, чем на старшие поколения собственных стран. Даже в Китае, где история рода важнее личной, интернет, урбанизация и политика «одного ребенка» создали поколение такое же самонадеянное и эгоцентричное, как и на Западе. И это проблема не только богатых детей: у бедных миллениалов в их ужасающей гетто-жизни даже выше уровень нарциссизма, приверженности к материальным ценностям и зависимости от техники.

 

Видео

Они (миллениалы) — самое опасное и вызывающее беспокойство поколение, с тех пор как бэби-бумеры (люди, родившиеся в США и Канаде в период демографического взрыва в 1946 – 1964 гг., – прим. переводчика) осуществили социальную революцию. Но не потому, что они рвутся стать властью (истэблишментом), а потому, что они взрослеют не чувствуя над собою власти. Промышленная революция сделала отдельного человека гораздо более независимым: люди могли перебраться в город, начать свое дело, получать образование, создавать организации. Информационная революция дает человеку еще больше возможностей, снабжая его технологией для соперничества с огромными организациями: хакеры против корпораций, блогеры против СМИ, террористы против национальных государств, руководители YouTube против радио- и телестудий, разработчики приложений против всей промышленности. Миллениалы не нуждаются в нас. Вот почему мы напуганы.

 

В США миллениалы – это дети бэби-бумеров, которых иначе называют поколением «Я», и которые затем произвели на свет поколение «Я, Я, Я», чей эгоизм современные технологии только усилили. Если в 1950-х годах семьи дома выставляли свадебные, школьные или, например, армейские фотографии, сегодня среднестатистическая американская семья из среднего класса живет среди 85 фотографий самих себя и своих домашних животных. Миллениалы достигли совершеннолетия в эпоху количественной оценки самих себя, ежедневно регистрируя количество своих шагов на FitBit (браслеты — фитнес-трекеры корпорации Fitbit, — прим. переводчика), свое местонахождение в каждое мгновение каждого дня на PlaceMe (приложение на Google Play, — прим. переводчика), а свои генетические данные на 23 and Me (частная биотехнологическая компания, предоставляющая частным заказчикам информацию об их предрасположенности к заболеваниям на основании предоставленного биоматериала, — прим. переводчика). У них (миллениалов) меньше гражданских обязательств и степень участия в политической деятельности ниже, чем у любой из предшествующих групп. Это поколение, которое удивило бы Уолта Уитмена, если бы они паче чаяния попытались спеть песню о ком-нибудь, кроме себя (автор намекает на известную поэму Уолта Уитмена «Песня о себе», — прим. переводчика).

 

Они стали такими отчасти оттого, что в 1970-х люди хотели увеличить своим детям шансы на успех, прививая им высокую самооценку. Закончилось такое воспитание тем, что у них великолепная самооценка для того, чтобы получить работу или завязать отношения в каком-нибудь баре, но она уже не столь великолепна, чтобы сохранить работу или отношения. «Это было добросовестное заблуждение», — говорит Рой Баумейстер (Roy Baumeister), профессор психологии Университета штата Флорида (Florida State University) и редактор книги «Самоуважение: загадка низкой самооценки» (Self-Esteem: The Puzzle of Low Self-Regard). «Начальные результаты показали, что, несомненно, дети с высокой самооценкой лучше учились в школе и с меньшей вероятностью попадали в различного рода неприятности. И только позднее мы узнали, что самооценка — следствие, а не причина». Проблема в том, что когда люди пытаются повысить самооценку, они вместо этого одновременно повышают уровень нарциссизма. «Просто говорите детям, что любите их. Это – лучшее послание», — говорит Джин Твендж (Jean Twenge), профессор психологии Университета Сан-Диего (San Diego State University), которая написала книгу «Поколение Я и эпидемия нарциссизма». «Когда они малы, кажется таким милым говорить им, что они особенные или принцессы, или рок-звезды, или всё то, что написано на их футболках. Когда им 14, это уже совсем не мило». Такая самооценка приносит им разочарование, когда окружающий мир отказывается подтверждать, что они настолько великолепны, как они о себе думают. «У этого поколения самая высокая вероятность того, что у них будут неосуществимые ожидания в отношении карьеры и самый низкий уровень удовлетворенности карьерой на их нынешнем этапе жизни», — говорит Син Лайонз (Sean Lyons), один их трех редакторов книги «Руководство новым персоналом: международный взгляд на поколение миллениалов» (Managing the New Workforce: International Perspectives on the Millennial Generation). «Это в известной мере кризис неосуществимых ожиданий».

 

(Опрос: Разница в заработке: это теперь не только про старших)

 

То, чем еще славятся миллениалы помимо нарциссизма, является результатом нарциссизма: их вера в то, что они сами по себе уже заслуживают привилегий и особого обращения. Если вы хотите разрекламировать (продать) семинар руководителям среднего звена, сделайте его о том, как справляться с молодыми сотрудниками, которые шлют электронные письма напрямую генеральному директору и отказываются от проектов, которые считают скучными. Прошлогоднее обращение учителя английского языка Дэвида МакКалаха-младшего (David McCullough Jr.) к выпускному классу средней школы в Велзли (Wellesley High School) — 12-минутный разговор о реальности с названием «Вы — не особенные» — собрал почти 2 миллиона посещений на YouTube. «Поднимайтесь на вершину для того, чтобы увидеть мир, а не для того, чтобы мир увидел вас», — сказал выпускникам МакКалах. Он говорит, что почти все отклики на его видео положительные, особенно отклики самих миллениалов; у видео по 57 лайков на каждый дислайк.

 

Хотя миллениалы и нагло самонадеянны относительно своего места в мире, у них в то же время замедлено развитие, более длительное время занимает переход от подростка до взрослого, из-за чего этот журнал уже однажды назвал их твикстерами (twixters – неологизм в английском языке, означающий новое поколение в Америке, которое до известной степени застряло между подростковым возрастом и взрослостью; происходит от англ. устар. Betwixt = ‘twixt, т.е. между — between, — прим. переводчика) и сейчас снова будет использовать этот термин в попытке сделать его популярным. Понятие тинэйджер (подросток от 13 до 19 лет, – прим. переводчика) возникло в 1920-х годах; в 1910-х только очень малый процент детей посещали среднюю школу, поэтому большая часть социального взаимодействия со взрослыми происходила или в собственной семье, или на рабочем месте. Теперь, когда мобильные телефоны позволяют детям общаться ежечасно, — по данным Pew (Pew Research Center — сайт , публикующий статистические данные и статьи о тенденциях в Америке и мире, — прим. переводчика), они отправляют и получают в среднем 88 текстов в день — они живут под постоянным влиянием собственных друзей. «Давление сверстников антиинтеллектуально. Оно антиисторично. Оно антириторично», — говорит Марк Бауэрляйн (Mark Bauerlein), профессор английского в университете Эмори, который написал книгу «Самое глупое поколение: как эпоха цифровых технологий отупляет молодых американцев и ставит под угрозу наше будущее, или Не доверяйте тем, кому меньше тридцати». «Никогда раньше в истории люди не взрослели и не достигали возраста 23 лет под таким давлением сверстников. Чтобы развиваться интеллектуально, вы должны контактировать со старшими: 17-летние никогда не повзрослеют, если они просто всё время рядом с другими 17-летними». При всех возражениях против реформы здравоохранения Obamacare, не много людей оспаривают то, что родителям необходимо заключать договора страхования здоровья детей  до достижения ими (детьми) возраста 26 лет.

 

(Ещё: я не в «Фейсбуке» и не жалею об этом – вот!)

 

Миллениалы общаются весь день, но практически полностью через экран. Вы видели их у стойки, сидящих впритык друг к другу и отправляющих сообщения. Они, возможно, выглядят невозмутимыми, но они глубоко обеспокоены из-за возможности упустить что-то лучшее. Семьдесят процентов из них проверяют свои телефоны ежечасно, а многие испытывают синдром фантомной вибрации (телефона) в кармане (расстройство, когда человеку кажется, что у лежащего в кармане телефона включился виброрежим, хотя на самом деле телефон молчит, — прим. переводчика). «Они ведут себя таким образом, чтобы уменьшить свою тревогу», — говорит Ларри Розен (Larry Rosen), профессор психологии в университете штата Калифорния в Домингес-Хиллс (California State University, Dominguez Hills) и автор iDisorder. Этот постоянный поиск дозы дофамина — «гормона удовольствия» — («Кому-то понравился мой обновлённый статус!») снижает креативность. С 1966 года, когда были впервые применены тесты Торренса к оценке творческого мышления (the Torrance Tests of Creative Thinking), по середину 1980-х показатели творческого мышления у детей возрастали. Затем они начали снижаться, резко упав в 1998 году. Показатели тестов на эмпатию (способность к сочувствию, сопереживанию, — прим. переводчика) также резко упали, начиная с 2000 года, вероятно, как из-за нехватки прямого непосредственного общения (лицом к лицу), так и более высокого уровня нарциссизма. Миллениалам не только не достаёт эмпатии того типа, которая позволяла бы им беспокоиться о других, но они также испытывают затруднения даже в понимании точки зрения других.

 

В чём они действительно разбираются, так это в том, как превратить себя в бренд, от числа «друзей» и «подписчиков» которого зависит продажная цена. Как и в большинстве случаев продаж, лучше всего работают позитивность и уверенность. «Люди в „Фейсбуке“ раздуваются, как воздушные шары», — говорит В. Кейт Кэмпбелл (W. Keith Campbell), профессор психологии в университете Джорджии (the University of Georgia), которая написала три книги о росте уровня нарциссизма в этом поколении (в том числе «Когда вы любите мужчину, который любит себя»). Когда все рассказывают тебе о своих отпусках, вечеринках и продвижении по службе, ты начинаешь приукрашивать свою собственную жизнь, чтобы остаться на уровне. И если ты достаточно хорошо это делаешь в «Инстаграмме», «Ютубе» и «Твиттере», ты можешь стать микрозвездой.

 

Миллениалы росли на телевизионных реалити-шоу, большинство которых, по существу, являются документальными фильмами о «нарциссах». Теперь они приучились быть готовыми к ТВ-реальности. «Большинство людей никогда не определяют, к какому типу личности они относятся, пока им не пойдет четвертый десяток. Поэтому определить для себя, кто ты такой, в возрасте 14 лет — это для людей практически громадный эволюционный скачок», — говорит директор по кастингу Дорон Офир (Doron Ofir), который подбирал участников для сериалов реалити-шоу, в том числе для Jersey Shore («Пляж», шедший в Америке в 2009 – 2012 гг., — прим. переводчика), Millionaire Matchmaker («Сваха для миллионеров», идет в Америке на канале «Браво» с 2008 г., — прим. переводчика), A Shot at Love (шоу, в котором участники — мужчины-натуралы и женщины-лесбиянки сражаются за внимание ведущей; идет с 2007 г., — прим. переводчика) и RuPaul's Drag Race (соревновательное шоу из многих этапов, где постепенно отсеиваются участники и где приветствуется участие трансгендеров; идет на канале Logo TV уже 9-й сезон, — прим. переводчика). В конце интервью он говорит: «Ты подписан на меня в „Твиттере“? О, тебе следует подписаться. Я нескучный. Надеюсь, когда-нибудь будут вручать «Емми» (американская телевизионная премия, аналог премии «Оскар» для телевидения, — прим. переводчика) за кастинг для реалити-шоу, потому что, знаешь, я бы взял, я — бесспорный кандидат на победу. Я бы хотел эту золотую статуэтку. А потом я ее сфотографирую и фото выложу в „Инстаграмм“». Офиру 41 год, но он, несомненно, проводит массу времени около миллениалов.

Я до сих пор писал, насколько это возможно в статье, практически не говоря о самом себе. Поэтому, во-первых, да, я осведомлен о том, что я начал эту статью, в которой жалуюсь на нарциссизм миллениалов, со слова Я. Я знаю, что этот журнал, в котором десятилетиями не указывали имён авторов статей, в 2004 начал регулярно помещать имена авторов на обложку и что одним из первых имён было моё. Когда я в предыдущем абзаце насмехался над реалити-шоу, я всё время думал о том факте, что в 1995 году я дошёл до финального раунда в реалити-шоу «Реальный мир: Лондон» (Real World: London — 4-й сезон реалити-шоу на канале MTV, единственный сезон, снятый в Великобритании. В этом шоу в течение нескольких месяцев камера показывала жизнь группы незнакомых до этого друг с другом людей, которых поселили вместе в каком-нибудь городе, каждый сезон — в другом, — Прим. переводчика). Я гораздо лучше знаю число своих подписчиков в «Твиттере», чем число на счётчике пробега своей машины; хотя в «Фейсбуке» строго обязательно предельное количество друзей – 5 000, у меня их почему-то 5 079. Также всё время, пока я обвинял миллениалов в лени, я не мог забыть о том, что эту статью я должен был закончить почти год назад.

 

(Еще: молодые американцы не хотят платить за ТВ. А захотят ли?)

 

В первые полгода после окончания колледжа я вернулся домой. Когда меня взяли на работу в «Тайм», мои коллеги возненавидели меня  за то, что я старался втереться в доверие к редактору журнала. Я через день разговаривал с кем-нибудь из своих родителей и зависел от отцовских финансовых советов. Весьма вероятно, что я — сильно отсталый 41-леток, но всё же, ни одна из вышеперечисленных черт не является новой для миллениалов; эти черты существуют по-крайней мере со времен Реформации, когда Мартин Лютер сказал христианам, что им не нужна церковь, чтобы разговаривать с Богом; эти черты стали отчётливее в конце 18 века в период романтизма, когда художники перестали в своих работах прославлять Бога и начали самовыражаться. В 1979 г. Кристофер Лэш (Christopher Lasch) написал в своей «Культуре нарциссизма» (The Culture of Narcissism): «СМИ придают содержание нарциссическим мечтам об известности и славе, тем самым усиливая их, побуждают простых людей отождествлять себя со «звездами» и ненавидеть «толпу», и делают для них (простых людей) всё более и более затруднительным примирение с банальностью повседневного существования». Я проверил свою электронную почту три раза, пока писал это предложение.

 

Итак, хотя вся первая половина этой статьи — абсолютная правда (у меня есть факты!), зацикленность миллениалов на самих себе — скорее, продолжение тенденции, чем революционное отличие от предыдущих поколений. Они — не новый вид, они просто видоизменились, чтобы приспособиться к своему окружению.

 

Например, заметное ощущение миллениалов, что все им должны, — это не результат тепличный условий, а адаптация к миру изобилия. «На протяжении почти всей человеческой истории почти все были мелкими фермерами. А потом люди были фермерами и фабричными рабочими. Ни одно из этих занятий никому не давало возможности полной самореализации», — говорит Джеффри Арнетт (Jeffrey Arnett), профессор психологии в университете Кларка (Clark University), придумавший выражение «развивающаяся зрелость» (emerging adulthood, время жизни между пубертатным периодом и достижением полной зрелости, — прим. переводчика), которое люди глупо используют вместо хитроумного «твикстеры». Твикстеры откладывают жизненный выбор, потому что они могут выбирать из огромного числа вариантов карьеры, некоторые из которых, такие как работа в соцсетях, не существовали 10 лет назад. Какая идиотка пыталась бы делать карьеру в компании, когда она собирается испробовать в среднем 7 работ до 26-летнего возраста? Из-за знакомств онлайн, групп в «Фейсбуке» и возможности налаживать контакты с людьми разных государств им больше не приходится выходить замуж за своих одноклассников и даже за своих соотечественников. Из-за того, что средняя продолжительность жизни так быстро растет, а уровень технологии позволяет женщинам беременеть после сорока, они более свободны в том, чтобы отложить принятие важных решений. Средний возраст первого замужества у американских женщин вырос с 20,6 года в 1967 до 26,9 года в 2011.

 

(Pete Cashmore: топ 10 вещей, которые любит мое поколение)

 

И хотя все эти альтернативные варианты могут не оправдать ожиданий, это лотерея, в которую стоит играть. «У меня был один дед, воевавший на тихоокеанском театре военных действий, и другой, воевавший на атлантическом. Один стал летчиком, другой стал врачом. Когда взрослеешь во времена Великой депрессии и отбиваешься от нацистов, хочется безопасности и стабильности», — говорит 37-летний Такер Макс (Tucker Max), который подал пример миллениалам, когда вместо того, чтобы использовать свой полученный в университете Дьюк (Duke University School of Law) диплом юриста и работать по профессии, взял из своего блога разглагольствования о своих же пьяных развратных приключениях, превратил их в мегабестселлер «Надеюсь, в аду подают пиво» (I Hope They Serve Beer in Hell) и опубликовал его у независимого издателя. «Все говорили тебе, что каждый, кто над тобой, должен нас..ть на тебя, прежде чем ты сможешь с..ть на людей ниже себя. А миллениалы не хотели этого делать».

 

В действительности многое из того, что считается типичным поведением миллениалов, является обычным поведением богатых детей. Интернет демократизировал возможности для множества молодых людей, предоставив им доступ и информацию, которая когда-то принадлежала главным образом богатым. Когда я рос в 1980-х, я думал, что стану юристом, потому что это был лучший вариант из тех, что я знал, для не рубящих в математике в моём районе для среднего класса, но я увидел гораздо больше вариантов, стоило мне попасть в Стэнфорд. «Раньше, если ты хотел быть писателем, но не знал никого в издательском бизнесе, это было так: Ну, я не буду писать. Но сейчас это: Погоди, я знаю кое-кого, который знает кое-кого», — говорит Джейн Бакингем (Jane Buckingham), изучающая изменения рабочих мест и являющаяся основателем консьюмер инсайт фирмы «Трендера» (Trendera) (консьюмер инсайт \ consumer-insight – понимание потребителя; потребительский инсайт. Потребительский инсайт — это истинная мотивация потребителя, его мнения, знания и представления об окружающем мире, — прим. переводчика). «Раз за разом я слышу от начальников различных структур следующее: Ну, этот человек просто прислал мне е-мейл и попросил уделить ему час моего времени, и я по какой бы то ни было причине согласился. Так что здорово, что они действительно чувствуют себя вправе на всё это, поэтому они будут больше склонны к новаторству и больше готовы попробовать что-то новое, и они будут делать все эти крутые штуки».

 

Поскольку миллениалы не уважают власть, они также ею и не возмущаются. Вот почему это первое поколение молодежи и подростков, которое не бунтует. Оно даже не злится. «Я рос, смотря Peanuts («Мелочь пузатая» — ежедневный американский комикс, созданный Чарльзом М. Шульцом и выходивший со 2 октября 1950 года по 13 февраля 2000 года. По комиксу был сделан одноименный мультсериал, который начал выходить в 1965 году, — прим. переводчика), когда даже не видишь родителей. Они там — этот «вау-вау»-голос. И MTV всегда был зоной, свободной от родителей, — говорит 43-летний президент MTV Стефан Фридман (Stephen Friedman), который теперь включает родителей почти во все реалити-шоу канала. — В одном из наших очень ранних исследований был получен результат, что масса таких зрителей передают свое супер-эго родителям. Самые простые решения, вроде делать ли это или то, наши зрители проверяют у своих родителей». В рекламе Google Chrome 2012 года показано, как студентка колледжа непринужденно рассказывает по видео своему отцу все детали своей жизни. «Я уже привыкла видеть, что непонимание родителями клише в самых разных вещах. У большинства моих друзей родители компанейские, и они разделяют их взгляды и болтают с ними о всяком-разном», — говорит Джессика Брилхарт (Jessica Brillhart), режиссер коммерческих рекламных роликов в творческой лаборатории Гугл (Google's Creative Lab). Трудно ненавидеть родителей, когда они тоже слушают рэп и смотрят Джона Стюарта (Jon Stewart — американский комик, сатирик, актёр, писатель, продюсер; известен своей телепередачей The Daily Show, представляющей собой пародию на новости вкупе с политической сатирой, — прим. переводчика).

 

На деле многие родители миллениалов гордо назвали бы свой стиль воспитания детей воспитанием «на равных». «Я ежедневно договариваюсь со своим 13-летним сыном. Возможно, всё это цацканье окупилось в таких взаимоотношениях родитель — ребенок», —  говорит Джон Мюррей (Jon Murray), который создал The Real World и другие реалити-шоу, включая  Keeping Up With the Kardashians. Он говорит, что миллениалам придаёт уверенности то, что они видят знаменитых на ТВ порядочных людей: «Они стремятся к тому, чего хотят. То, что они хотят так быстро попасть на следующую ступень, может немного раздражать. Может быть, я в некоторой степени ответственен за это. Я люблю это поколение, поэтому у меня нет с этим проблем».

 

Ким Кардашьян (Kim Kardashian — одна из героинь реалити-сериала Keeping Up With the Kardashians, — прим. переводчика), которая для немиллениалов олицетворяет всё неправильное в своем поколении, с готовностью соглашается, что у нее нет никаких особенных талантов. Но она также знает, почему она привлекает сверстников. «У меня многое на виду и я никогда не скрывала, как я живу, — говорит она. — Они хотят отношений с бизнесом и знаменитостями. Поколение Х (поколение, предшествующее миллениалам, — прим. переводчика) держали на расстоянии от бизнеса и знаменитостей». Когда ты больше не пасуешь перед властью, тебе гораздо больше будет нравиться слушать друга, а не рекламную кампанию, даже если этот друг — знаменитость, пытающаяся заработать, а дружба — просто ответ на один твит.

 

 Хотя все миллениалы, возможно, кажутся такими же, как сверхоткрытая Кардашьян, выкладывать в «Фейсбуке» фотографии с каникул, в действительности менее надоедливая вещь, чем удерживать друзей в своем доме, показывая ужасные слайды из отпуска, как делали пары в 1960-е. «Вы можете себе представить, какими нарциссами казались бы беби-бумеры (поколение родившихся в период демографического взрыва — в 1946-64 гг. в США или Канаде, — прим. переводчика), если бы у них был Ютуб?», — спрашивает  Скотт Хесс (Scott Hess), старший вице-президент отдела человеческого интеллекта (senior vice president of human intelligence) компании SparkSMG (медийное агентство полного цикла, США, — прим. переводчика), который в своей лекции «Миллениалы: кто они и почему мы их ненавидим» на конференции TedX (TEDx — независимое мероприятие, проводимое по лицензии TED — Technology Entertainment Design — частный некоммерческий фонд в США, известный своими ежегодными конференциями, — прим. переводчика) консультировал компании по вопросам маркетинга молодежного рынка. «Вы можете представить, сколько грёбаных фоток людей, играющих в грязи во время Вудстока (Woodstock — один из знаменитейших рок-фестивалей, прошедший с 15 по 18 августа 1969 года на одной из ферм городка в сельской местности Бетел, штат Нью-Йорк, США, — прим. переводчика), мы бы увидели в «Инстаграме»? По-моему, во многих отношениях вы осуждаете миллениалов за технологию, которая – так случилось – существует именно в данный момент». Да, они проверяют свои телефоны во время занятий, но подумайте, а сколько времени вы можете продержаться без того, чтобы посмотреть в свой телефон. А теперь представьте, что вы пользуетесь этой технологией всю свою жизнь с самого начала и должны сидеть на алгебре.

 

Компании начинают приспосабливаться не только к привычкам миллениалов, но и к их ожиданиям по поводу атмосферы на работе. Почти четверть из 2 200 сотрудников компании DreamWorks (известная кинокомпания в США, — прим. переводчика) — люди до 30 лет, и у студии коэффициент удержания персонала — 96 %. Дэн Саттерсвейт (Dan Satterthwaite), который руководит на киностудии отделом «человеческих отношений» (human relations department — подразделение организации, занимающееся вопросами психологического климата, — прим. переводчика) и активно работает уже около 23 лет, говорит, что, если исходить из пирамиды потребностей по Маслоу, то совершенно ясно, что компания больше не может просто платить деньги, она должна также предоставить возможности для самореализации. В компании DreamWorks в рабочее время можно посещать занятия по фотографии, скульптуре, живописи, кинематографии и карате. Когда один из работников объяснил, что джиу-джитсу кардинально отличается от карате, Саттерсвейт был шокирован его инициативностью, но потом добавил занятия по джиу-джитсу.

 

Миллениалы используют такое положение вещей для заключения гораздо более выгодных для себя контрактов с традиционными учреждениями, в которые они все-таки устраиваются на работу. Хотя в вооруженных силах пришлось снизить стандарты физического развития для новобранцев и сделать «учебку» менее интенсивной, на Гарри Стайтлера (Gary Stiteler), работающего армейским вербовщиком около 15 лет, во всех остальных отношениях миллениалы производят гораздо более сильное впечатление, чем любая другая группа из тех, с которыми он работал до этого. «Поколение, которое мы вербовали, когда я впервые начал работать на этом поприще, было поколением делай, делай, делай. Теперешнее поколение  — это подумай, подумай, прежде чем делать“, — говорит он. – Это поколение на три-четыре шага впереди. Оно приходит со словами: Мне нужно сделать это; потом, когда я разделаюсь с этим, мне нужно сделать это».

 

Но вот на чём сходятся даже все те психологи, которых тревожат результаты их исследования нарциссизма, это то, что миллениалы славные. В них нет ничего ни от иронии Дэвида Леттермана (David Letterman — американский комик, ведущий популярной программы «Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом» на телеканале CBS, — прим. переводчика), ни от скуки поколения Х. «Позитивность меня удивила. Интернет всегда был 50 на 50 позитивным и негативным. А сейчас это 90 на 10», — говорит Шейн Смит (Shane Smith), 43-летний гендиректор компании Vice Media (Vice Media — успешное телешоу, успешный международный журнал и несколько успешных интернет-сайтов. Всё это поддерживается успешным рекламным агентством, которое продает молодую аудиторию компании главным корпоративным брендам, — прим. переводчика), которая сначала была компанией поколения Х с продукцией в печатном виде, а потом стала компанией миллениалов, когда начала размещать онлайн видео, которые смотрит гораздо более молодая аудитория. Миллениалы благосклонно относятся к различиям в людях, и это не только о геях, женщинах или меньшинствах, это о различиях в каждом человеке. «Есть очень много субкультур и можно окунуться в них и изучить. Я предпочитаю так, чем быть супернормальной (супермейнстримовской) или феминисткой-панком», — говорит 17-летняя Тейви Джевинсон (Tavi Gevinson), которая в свободное от школы время, не выходя из собственной комнаты, издает онлайн журнал мод Rookie. Другими словами, трудно примкнуть к контркультуре, когда нет культуры. «Теперь нет такого противостояния мы — они. Может быть, поэтому миллениалы не бунтуют», — говорит она.

 

Возможно, уже начинается реакция на постоянную саморекламу. 22-летний Эван Шпигель (Evan Spiegel), один из создателей мобильного приложения Snapchat, позволяющего отправлять фото, видео и тексты, которые уничтожаются не более чем через 10 секунд, утверждает, что миллениалам стало слишком утомительно сталкиваться с идеальной жизнью в соцсетях. «Мы пытаемся создать место, где можно вечером в пятницу сидеть в трениках, поедать хлопья и всё нормально», — говорит он.

 

Но если вам нужно окончательное доказательство того, что миллениалы могли бы быть большой силой для позитивных перемен, знайте это: Том Брокау (Tom Brokaw — американский телеведущий, журналист, редактор телевизионных программ и автор, известный, прежде всего как главный редактор ночных новостей с 1982 до 2004 года. Он является автором «Величайшего поколения» и других книг, — прим. переводчика), защитник «величайшего поколения», любит миллениалов. Он называет их «осторожным поколением» и считает их осмотрительность при принятии решений в жизни их умным ответом миру. «Их главная мантра — ставь под сомнение обычаи. Находи новые и лучшие способы действий. А такая черта позволяет превзойти зануд, создающих новые приложения, и увидеть всю систему в целом», — говорит он. Поколение, пережившее платье Моники Левински, 9\11, самые долгие в истории США войны, Великую рецессию и арабскую весну; поколение, которое похоже в лучшем случае на последние дни зимы, тем не менее оптимистично смотрит на свои личные шансы на успех. Конечно, возможно, звучит бредово, но это должно привести к лучшим результатам, чем если носить фланель, жаловаться и снимать альтернативное кино об этом.

 

Итак, вот более завершенный портрет миллениалов, чем тот, с которого я начал. И для всего этого у меня тоже есть факты. Миллениалы серьёзные и оптимистичные. Они принимают систему. Они прагматичные идеалисты, больше проказники, нежели мечтатели, неопытны в жизни. Их мир такой плоский, что у них нет лидеров, и поэтому у революций, начиная с «Оккупай Уолл-стрит» и до площади Тахрир, шансов даже меньше, чем у предыдущих восстаний. Им нужно постоянное одобрение: они выкладывают фотографии из гардеробной, когда примеряют одежду. У них громадный синдром упущенной выгоды (fear of missing out, сокращённо FOMO, – прим. переводчика) и у них есть акроним для всего (включая FOMO). Они помешаны на славе, но не поклоняются знаменитостям издали. (Подобно журналу «Мы» с их рубрикой «Они точно такие, как мы!» со сделанными папарацци снимками знаменитых людей, занятых повседневными делами.) Они не очень-то ходят в церковь, даже если верят в бога, поскольку не отождествляют себя с большими организациями; треть взрослых в возрасте до 30 лет — и это больше, чем когда-либо, — не связаны с религией. Им нужны новые впечатления, и это для них важнее, чем материальные блага. Они спокойные и сдержанные и совсем уж не пылкие. Они информированные, но пассивные: они ненавидят Джозефа Кони (Joseph Kony — предводитель Господней армии сопротивления, стремящийся создать в Уганде теократическое государство, основанное на Библии и десяти заповедях, — прим. переводчика), но не собираются принимать никаких мер в отношении Джозефа Кони. Они поборники бизнеса. Они ответственно подходят к финансам: хотя студенческие займы достигли рекордных высот, у миллениалов меньше долгов по домохозяйству и кредитным картам, чем у любого из предыдущих поколений с зарегистрированными данными по этой теме, — что, надо сказать, совсем не трудно, когда живешь дома и пользуешься родительскими кредитками. Они любят свои телефоны, но ненавидят разговаривать по ним.

 

Это не только самое большое по численности поколение из всех известных, но и, возможно, последняя большая группа по рождению, о которой легко говорить обобщённо. Внутри группы миллениалов уже есть подпоколения (более младшие по возрасту, – прим. переводчика), появляющиеся со скоростью выпуска новых айфонов и образующиеся в зависимости от того, научился ты печатать до появления Facebook, Twitter, айпадов, Snapchat или после. Эти подрастающие подпоколения ужасают тех, кто чуть старше: своих братьев и сестер. А группа, следующая за миллениалами, вероятно, будет даже более уверена в своих возможностях. Им уже так удобно перед камерой, что у среднего американского годовалого ребенка больше собственных изображений, чем у французского короля в 17-м веке.

 

Итак, да, у нас есть все эти факты про нарциссизм, лень и уверенность в своём праве. Но величие поколения не определяется фактами, оно определяется тем, как поколение отвечает на вызовы, встающие перед ним. И, что не менее важно, тем, как мы реагируем на него. Считаете вы миллениалов новым величайшим поколением оптимистичных предпринимателей или группой в 80 млн человек, которые готовы взорваться карликовой звездой слёз, когда их ожидания не удовлетворяют, — зависит в значительной степени от того, как вы видите перемены. Что касается меня, я предпочитаю верить в детей. Видит бог, они в себя верят.

 

В оригинальной версии этой статьи говорилось, что Jean Twenge профессор университета Сан-Диего (University of San Diego – частный католический университет,  прим. переводчика). В действительности Twenge – профессор Государственного университета Сан-Диего (San Diego State University).