Сеть филиалов в регионах России расширяет Всероссийский образовательный центр «Сириус» — учрежденный в 2014 году Президентом РФ проект поддержки одаренных детей, 4 февраля сообщил корреспондент ИА Красная Весна в обзоре новостей СМИ о проекте.
«Научный парк «Сириуса» станет кузницей кадров для российских научных коллективов и высокотехнологичных предприятий», — заявила руководитель «Сириуса» Елена Шмелева в интервью «Российской газете». По ее словам, работа с одаренными детьми имеет для России сейчас высший приоритет. «Развитие математических способностей — это стратегический ресурс, более важный, чем нефть и газ. Если этого не делать, у нас не будет перспектив развития», — считает Шмелева.
Создаваемые в разных регионах России региональные центры поддержки одаренных детей решают две задачи. Одна из них связана с организацией мероприятий, которые позволяют выявить талантливую молодежь. Вторая задача — сопровождать одаренных детей, обеспечивать их взаимодействие с региональными компаниями, научными коллективами, творческими авторскими коллективами и спортивными федерациями. Подобные центры уже существуют более чем в сорока российских регионах, их деятельность строится по модели сочинского образовательного центра «Сириус».
Елена Шмелева рассказала в эфире телеканала Лайф, как ведется работа с одаренными детьми после их поступления в ВУЗы: «…Сейчас мы являемся операторами по выплате грантов РФ студентам, которые являются победителями, в некоторых случаях, победителями и призерами всероссийских олимпиад, и школьникам, которые содержатся в реестре одаренных детей. И они должны выполнить еще два условия: поступить на очную форму обучения и продекларировать уже сегодня желание отработать не менее трех лет в РФ после окончания обучения. Грант составляет 20 тысяч рублей ежемесячно до окончания срока обучения».
Напомним, идея создания «Сириуса» возникла в 2014 году, когда обсуждался вопрос о том, как лучше всего использовать объекты, оставшиеся после Зимней олимпиады в Сочи. Образовательный центр «Сириус» начал работать в 2015 году. За 2,5 года с момента его создания в центре побывало более 18 тысяч школьников. Ежемесячно в «Сириусе» проходят смены, на которые приезжает до 700 учащихся в возрасте от 10 до 17 лет. При сочинском образовательном центре работает научный парк, несколько десятков лабораторий и мастерских. Учебные программы по научным дисциплинам и лаборатории для «Сириуса» составлены с привлечением заинтересованных в научно-технических инновациях российских компаний, а также выдающихся представителей отечественной науки.
Образовательный центр «Сириус» работает с детьми не только по естественно-научному направлению. В центре предусмотрена программа для спортсменов, а также для школьников, которые занимаются разными видами художественного искусства: музыка, балет, живопись, литературное творчество. Кроме занятий по специальности, в центре проходят конкурсы, мастер-классы, встречи с профессионалами. Приглашение в «Сириус» получают участники олимпиад, конкурсов, турниров.
Отметим, одна из заявленных целей образовательного центра «Сириуса» — сделать так, чтобы талантливая молодежь имела возможность жить и трудиться в своем Отечестве. «У нас так всякие иностранные фонды шастают по стране и уже на уровне школ начинают отбирать и на гранты сажать талантливых ребятишек, <...> и потом вывозить во всякие образовательные учреждения. Поэтому возникла идея, она должна была давно возникнуть — создать этот „Сириус“», — заявил Владимир Путин на встрече с победителями всероссийского конкурса «Учитель года России — 2016».
Напомним также, с 26 по 29 января 2018 года в «Сириусе» прошла вторая Всероссийская конференция «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи». Участие в конференции принимали представители Министерства образования и науки и Министерства спорта, специалисты, представители высокотехнологичных предприятий. Собравшиеся обсудили научно-образовательную работу лабораторий «Сириуса», планы по разворачиванию региональных центров для поддержки одаренных детей и подготовку преподавателей для работы в этих центрах.
Комментарий редакции
С разрушением советского школьного образования на смену педагогике, ставящей целью воспитание и образование любого ребенка, пришла отвергнутая в 30-е годы ХХ века педология. В СССР отброшена она была потому, что основывалась на теории функциональной психологии, согласно которой психические функции: память, внимание, интеллект и свойства личности рассматривались как врожденные, обусловленные наследственностью способности человека. И якобы эти способности мало зависят от воспитания и обучения ребенка. И раз уж существуют одаренные дети, то в них и надо вкладываться, создавать для них специальные школы и методики обучения, делать из них ученых и интеллектуальную элиту.
Педологи делят детей на разные сорта, производя селекцию в раннем возрасте. На этом построен отбор в гимназии, когда дошколята должны пройти «нулевой» класс или сдать некие экзамены.
В Советском Союзе с 60-х годов проводился эксперимент по созданию спецшкол для одаренных детей, который не оправдал себя. Были отдельные достижения, но прорыва не произошло. Эффективным оказалось всеобщее образование, где дети обучались в равных условиях. И на разных этапах обучения проявляли себя. Очень часто, ребенок, начав учиться весьма посредственно, к окончанию школы показывал блестящие результаты. Педагогам известно большое количество и обратных примеров.
Ставка на создание центров для поддержки одаренных детей как раз и рассматривает педологический подход. На фоне общего падения уровня образования в России, создаются хорошие образовательные центры «не для всех», а для детей с хорошими данными. Такой подход резко снижает количество образованных людей в обществе. А ведь СССР по уровню образования был в лидерах, сейчас же мы входим лишь в третью десятку.