В Москве открылись VII Макаренковские чтения, 1 апреля передает корреспондент ИА Красная Весна. Роль и место труда в воспитании подрастающего поколения обсуждают исследователи и педагоги в ходе работы этой научной конференции.
Напомним, Федеральный Закон № 273-ФЗ (статья 34, пункт 4) запрещает привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой. Поэтому эксперты поднимают ряд вопросов из этой области:
- Какой детский труд является эксплуатацией?
- Можно ли «научиться приносить пользу не принося пользы»?
- Как организовать «детский производственный труд, не нарушая действующее законодательство»?
- Обладает ли производство воспитательным эффектом, почему «зрелость» исчезла из воспитательных ориентиров образования?
Зампред комитета по образованию и науке Госдумы РФ Любовь Духанина высказалась, что трудовое воспитание нельзя считать насилием над ребенком. «Человек не может развиваться, если он не действует, если он не трудится», — отметила она. По ее словам, задачей трудового воспитания является вывод России в мировые лидеры, ведь, например, в Японии «трудовое воспитание является частью культуры страны, общей культуры».
Наряду с вопросом о труде, депутат поставила острый полемический вопрос о том, что же такое образование. Она напомнила, что с 90-х годов в нашей стране образование рассматривалась власть придержащими как услуга. Однако новый министр образования Ольга Васильева изменила этот подход, заявив об образовании как о социальном благе. Это, по мнению Духаниной, должно быть закреплено законодательно.
О тревожной ситуации с детьми в России заявил первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин. С одной стороны, он напомнил о высоких результатах российской начальной школы. С другой — сослался на данные психологов, указывающих на неблагополучие иного рода. «Даже в страшном 1992 году 58% подростков отличались альтруистической ориентацией. Были способны к сочувствию, способны помочь другим и так далее. По последним данным, которые я видел, оказалось около 15 %», — сказал Смолин.
Профессор РГПУ, доктор психологических наук Валерий Ситников считает, что идеи Макаренко сейчас «обрели вторую полноценную жизнь», отметив необходимость вернуться к идеям коллективизма.
Ведущий чтений, кандидат психологических наук Алексей Кушнир заявил, что «Макаренко четко понимал, что коллектив можно сформировать только на основе производства». Организатор Национального бизнес-инкубатора Сергей Конин, излагая идеи Маркса, отметил, что «сначала мы изнуряемся трудом, а потом, когда научились, мы наслаждаемся трудом».
ИА Красная Весна продолжает следить за ходом конференции.