О необходимости соединения трудового воспитания детей с производством заявил первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин 1 апреля в ходе выступления на VII Макаренковских чтениях, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
«Идея трудового воспитания появляется у социалистов-утопистов, потом у марксистов, которые решили соединить ее с реальным производством. Эту идею развил Антон Семенович Макаренко. Я разделяю его идею о том, что трудовое воспитание не может сводиться к элементарным обязанностям — вытирать мел, убирать за собой. Хотя и это тоже важно, но надо соединять трудовое воспитание с реальным производством», — заявил Смолин.
Напомним, министр образования РФ Ольга Васильева поддерживает предложения вернуть трудовое воспитание в российские школы.
Президент РФ Владимир Путин также неоднократно высказывался за возвращение трудового воспитания в школы, но призывал к осторожности в этом вопросе. По его мнению, это «не должно быть эксплуатацией». В частности, президент высказывался против того, чтобы дети сами мыли полы в классных помещениях.
Комментарий редакции
Антон Макаренко действительно отводил производительному труду одну из главных ролей в воспитательном процессе. Ему принадлежат слова о том, что труд в воспитательной работе должен быть одним из основных элементов. В этом Смолин, как и другие спикеры VII Макаренковских чтений, прав. Но все они почему-то забывают, что, говоря о труде, великий педагог всегда обращал пристальное внимание на то, что этот труд должен быть коллективным. Что в рамках общего труда ребенку должно выделяться одно дело, одна обязанность, за которую ребенок должен отвечать. И самое главное — коллективный труд, по мнению Макаренко, обязательно должен иметь радостные, всеми желанные и ценные для всех перспективы. Без всего этого Макаренко никогда не говорил о труде.