Черты упрощенчества обнаруживаются в не только в падении качества информации, транслируемой нашими СМИ - изменяются в худшую сторону и характеристики аудитории, которой эта информация транслируется. Существует расхожее мнение, часто повторяемое работниками медиаиндустрии, что СМИ, дескать, только подстраиваются под потребителя.
«Это у потребителя примитивные вкусы, это он ленив и глуп, а мы всего лишь вынуждены приспосабливаться к нему и подавать информацию в удобной для него форме», - говорят они. Это глубокое заблуждение.
Маркетологи, производители медиапродукции, внимательно изучают исследования психологов относительно особенностей восприятия информации человеком. Они ищут возможности наиболее эффективной передачи данных зрителю, изучают способы сломить его сопротивление (да-да, именно так!), повысить уровень влияния на зрителя и понизить уровень его критичности по отношению к транслируемой информации. Надо сказать, что в этом производители медиапродукции сильно преуспели.
Все психические высшие психические функции стали объектом их внимания: память, мышление, речь, восприятие. Огромное значение придается изучению влияния информации на бессознательное человека. Производителям медиапродуцкции очень хочется эффективнее «доставлять информацию» до потребителя, минуя его сознание.
В процессе восприятия информации их также сильно интересует такая функция как внимание. Ее и хотелось бы обсудить в данной статье. Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание имеет органическую природу, оно естественно и присутствует даже у младенцев. Ребенок поворачивает голову на необычный шум, тянется к яркой игрушке — так он обращает свое непроизвольное внимание на эти объекты. Произвольное внимание - это продукт воспитания. Умение осознанно концентрировать и удерживать внимание на информации означает, что человек обретает власть над ней, самостоятельно ею распоряжается.
Такая самостоятельность потребителя совершенно невыгодна для маркетологов и производителей медиа-продукции, цель которых - возможность маскимально влиять на аудиторию. Поэтому произвольное внимание стало объектом серьезных исследований.
В шестидесятых годах 20 века психологи Леон Фестингер и Натан Макоби поставили любопытный эксперимент: члены студенческого сообщества слушали речь лектора, резко их критиковавшего. В одной группе студенты слушали спикера с полным вниманием и часто ему возражали. Во второй группе параллельно с речью спикера на экране транслировался немой художественный фильм, не имеющий никакого отношения к теме обсуждения. Как утверждают экспериментаторы, во второй группе спикеру удалось значительно сильнее повлиять на аудиторию.
«Вероятно так произошло, потому что занимательный фильм отвлек студентов от попытки опровергнуть убедительные доводы», пишут они. Оказалось, что при трансляции какой-либо информации влиять на аудиторию сложнее, если она воспринимает эту информацию с полным вниманием. Если же ввести в процесс передачи информации отвлекающий фактор, то уровень критичности к воспринимаемой информации снижается. Эти выводы взяли на вооружение современные рекламщики и маркетологи. Они стали наполнять свою рекламную продукцию дозированным количеством отвлекающей информации - музыкой, эротикой, несущественными деталями.
Еще один способ атаковать способность концентрироваться — это сделать поток информации чрезвычайно динамичным, быстро меняющимся. Человеческое восприятие устроено таким образом, что внимание непроизвольно фокусируется на изменениях в обстановке, а не на том, что остается неизменным. Эту особенность восприятия, склонность человека в любую секунду переключить внимание на другой объект, активно эксплуатирует современное телевидение.
Причем если раньше резкой сменой изображений и бешеной динамичностью сцен отличались именно рекламные ролики, то теперь все больше художественных фильмов снимается в той же клиповой манере подачи информации. Произвольная концентрация внимания, в отличие от непроизвольной, имеет важную характеристику: это волевое активное действие. При просмотре видеопродукции воля и активность сводится на нет, поскольку внимание человека бесконечно переключают и ведут в нужную сторону те, кто эту продукцию создал.
Нужно подчеркнуть, что чрезвычайно высоким темпом передачи информации отличаются детские мультфильмы. Возможности остановить поток данных, осмыслить его с той или иной степенью глубины у зрителя, как правило, нет. Все больше и больше он привыкает к пассивному поведению в процессе восприятия информации.
Не только видео, но и текстовая информация все больше строится по форме, не позволяющей долго на ней концентрироваться. Так тексты электронных СМИ ( в особенности новостных агентств) становятся все более короткими, они часто наводнены ссылками и яркими рекламными вставками, отвлекающими внимание и предлагающими переключиться на другой объект.
Сформированную в таких условиях модель функционирования психики известный российский психолог Рада Грановская называет клиповым мышлением». По ее мнению, клиповое мышление начинает сейчас начинает формироваться с раннего возраста. «На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников», пишет она.
На восприятие информации в форме быстро текущего потока мозг тратит значительно меньше энергии. Человек привыкает к такой модели существования в информационном пространстве и переключиться на другую ему становится сложнее, даже если когда-то он умел успешно справлялся с задачами, требующими длительной и глубокой концентрации внимания. А главное, что ему всячески мешают это сделать, поскольку сознание его постоянно бомбардируется все новыми порциями информации и он вынужден переключаться чтобы обратить на нее внимание.
Что касается детей, то у них постепенно отнимается сама возможность научиться концентрироваться длительное время, поскольку вся информация, от развлекательной до обучающей, все больше строится на принципах постоянного переключения внимания.
Ученые утверждают, что современные молодые люди воспринимает значительно больший объем информации, чем представители поколения сформировавшегося до эпохи бурного развития телерадиовещания. Говорится также, что и скорость восприятия информации сильно возросла. В то же время о том, что увеличение объема и скорости восприятия информации может негативно влиять на процессы мышления, западные исследователи, часто ангажированные крупными медиакопорациями, предпочитают не афишировать.
Производители медиапродукции и маркетологи прекрасно знают, что скорость восприятия обратно пропорциональна критичности человека по отношению к траслируемой информации. Но маркетологам нужен идеальный потребитель - пассивное, безвольное и поверхностное существо, с начисто лишенной способностью критически воспринимать информацию и решать сложные задачи. И у него для этого есть очень эффективный и очень опасный инструмент.
Главный фактор негативного воздействия современных СМИ на человека заключается в том, что они формируют не только его взгляды и культурный багаж. Все это можно изменить, используя убеждение и обучение. Современные медиа обладают возможностями разрушать саму способность воспринимать и перерабатывать информацию, упрощать модели функционирования психики человека, подавлять или не давать сформироваться его волевым качествам. Изменить данные характеристики гораздо сложнее, чем переубедить человека.
И на порядок сложнее это сделать, если человек «воспитывается» СМИ с раннего детства. А главное, совершенно неизвестен ответ на весьма важный вопрос о том, кто и каким образом это будет делать.
Жанна Тачмамедова, РВС