С 90-х годов с приходом так называемого рынка государственные секторы экономики были поделены между частными игроками. Чтобы можно было получать прибыль с системы здравоохранения, некогда одна из лучших систем здравоохранения – так называемая система Семашко, была преобразована.
Вместо прямого финансирования государством всего лечебного процесса, появился посредник в виде Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), которому государство отдает деньги. ФОМС передает деньги в территориальные фонды, те, в свою очередь, в низовые структуры - страховые медицинские организации, которые оплачивают лечение граждан.
Это при том, что средства на лечение для ФОМС собирает государство через налоги. Подчеркнем, что страховые медицинские организации сами контролируют, штрафуют и распределяют средства, выделенные на лечение граждан. Как бы выполняют функцию частного регулятора государственной структуры (!).
Заметим, что в Федеральном законе, который регламентирует деятельность организаций страховой медицины России («Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ) говорится, что собственными средствами страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования являются, в том числе, часть средств «необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями» и выявленных в результате:
- проведения экспертизы качества медицинской помощи,
- проведения медико-экономической экспертизы,
- штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества. Статистику по данным средствам, которые ФОМС оставляет себе обнаружить крайне трудно, всё очень непрозрачно.
Так, в статье журнала «Огонек» («ОМС в запущенной форме. Почему российское страхование превратилось в хаос» от 18.09.2017) сообщается, что деньги от ФОМС к больнице идут с потерями:
«Все бы ничего, но, как выясняется, деньги идут с потерями, причем немалыми. Часть финансового потока оседает в каждой из структур, которая стоит на пути движения средств в больницы. Еще часть достается страховым компаниям от суммы штрафов, которые они выписывают больницам за ненадлежащее оказание медпомощи (от 15 до 25 процентов от выписанного). В 2015 году, например, только страховые медицинские организации получили за свою деятельность 19,2 млрд рублей». Также сообщается, что «из бюджета ОМС по дороге из фондов в больницы вымывается около 14 процентов».
Отметим, что в 2016 году Счетная палата России выявила ряд существенных нарушений в деятельности ФОМСа:
«В ходе анализа деятельности правления ФОМС установлены факты, свидетельствующие о формальном подходе к проведению заседаний правления ФОМС, об отсутствии текущего контроля со стороны правления за деятельностью Фонда, о неправомочности решений ряда заседаний правления ФОМС в связи с присутствием на заседаниях менее 2/3 членов правления ФОМС, что искажает правовую природу коллегиального органа публичной власти, подрывает принцип правовой определенности.
<...>
Порядок организации плановых проверок деятельности Фонда утвержден приказом Минздрава России от 13 июня 2013 г. № 376н «Об организации плановых проверок деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования». Однако в ходе проведения контрольного мероприятия было установлено, что данные проверки в 2015 - 2016 годах Минздравом России не проводились.
<...>
В ходе проверки выявлен формальный подход к осуществлению внутреннего финансового аудита в ФОМС».
Также было выявлено, что ФОМС недоплачивал заработные платы врачам, снижал средние нормативы (финансовые затраты на единицу объема медицинской помощи), установленные базовой программой ОМС, отправлял свои сотрудников на дорогие курорты Греции для повышения квалификации в Греческой Республике, при том, что «58% отчета посвящены вопросам социального страхования и пенсионного права Греции», то есть той теме, которая не относится к компетенции сотрудников ФОМСа.
Особенно отметим, что в документе Счетной палаты о ревизии ФОМС за 2016 год нет данных о фактах нецелевого использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2016, как нет данных о количестве средств полученных в ходе наложения штрафов и других санкционных мер применяемых ФОМСом к медучреждениям. В целом, в открытом доступе очень мало информации о финансовой деятельности ФОМСа, об фактических данных работы этой системы.
Читайте также: Оптимизация здравоохранения или населения?
Разумеется, и что очевидно, государство само может осуществлять финансирование, проверку и сбор средств в системе здравоохранения. По сути, то, что предлагает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, является не возвратом в советскую систему Семашко, так как в ней не было частных клиник, а создание системы, где за государственные учреждения здравоохранения отвечает государство без каких-либо посредников, тогда как за частные – частные страховые компании. И стоит отметить, что данная система успешно реализована в Великобритании (так называемая система Бевериджа-Семашко).
Напомним, ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с беспрецедентно жестким заявлением, в котором заявила, что граждане жалуются на систему страховой медицины в РФ, которая оказалась неэффективной.
Спикер предложила направлять средства на лечение граждан напрямую из федерального и регионального бюджетов, минуя фонд ОМС, а саму систему страхования сделать добровольной.
Константин Гайдуков, РВС.