Казалось бы, глобализация, во многом порожденная развитием средств связи и вычислительной техники, должна объединять людей за счет более свободного общения, но мы наблюдаем все большую атомизацию общества. В этом обществе живут люди, занимаются образованием своих детей, подготавливая их к этому миру.
Интересно было бы понять, как в системе образования воспринимается такая глобальная перестройка общественной жизни? Ведь понимание того, в каком состоянии находится общество, позволяет правильно определиться с целями, которые нужно поставить перед системой образования для развития этого общества. Если цель развития общества вообще ставится, конечно.
Нужно сразу отметить, что некоторые идеологи образования вполне критично воспринимают действительность. На VIII Петербургском международном образовательном форуме (ПМОФ 2018) профессор РГПУ Инна Романенко, выступившая с докладом «Современное образовательное пространство и постматериальные ценности», дала следующую характеристику современному миру: «Все в превращенной форме присутствует в современности».
Выступление Романенко сопровождалось слайдами, поясняющих суть перехода от индустриального к информационному обществу. Главной чертой постиндустриального информационного общества называлось непрерывное образование. Оно уже не просто способ обретения знаний и умений, оно - способ бытия человека. В общественной жизни происходят и другие изменения - само знание и интеллект становятся главным социальным ресурсом, считает Романенко.
Важнейшую роль в обществе, подвергающимся серьезным антропологическим изменениям, теперь играет «производитель информации» и «принцип свободной индивидуальности», утверждает профессор. Сами антропологические изменения обусловлены развитием техники: совершенствование методов и способов познания отражается на положении человека («производителя информации») в обществе.
Информация же выполняет роль товара в этих новых товарно-денежных отношениях, а сам труд человека, как утверждается, из процесса, необходимого для выживания, превращается в живое творчество. Похоже, докладчику очень хочется выдать желаемое за действительное.
Послушаем далее, что говорит профессор. Коллектив, считает Романенко, заменяется кооперацией (временным коллективом для решения определенных задач) в том числе и потому, что человек теперь больше сам определяет производственные задачи, на решение которых выделяются гранты. Такие проекты могут иметь международный характер.
А мы спросим: в условиях возрастающей атомизацией общества не приведет ли все это в дальнейшем к тому, что государство само собой исчезнет за ненадобностью? Действительно, зачем индивидам объединяться под крышей государства? Ведь в глобальном мире можно будет найти выгодный проект для поиска средств к существованию и за пределами страны.
В подтверждение этого тезиса можно обратиться к вышеупомянутому докладу и привести слова профессора о тех постматериальных ценностях, которые присущи информационному обществу. Среди них: нежелание строить долговременные планы («жить здесь и сейчас»), обретение навыков общения в виртуальном мире соцсетей, интерес к компьютерным играм (геймерское сообщество), способность к многозадачности, стремление к независимости и раннему взрослению, высокая самооценка и ориентация на стремительный взлет при помощи социальных лифтов (идеология и практика стартапов), профессиональная мобильность, отсутствие привязанности к коллективу, окружению, ценностям.
Ни мыслей о будущем, ни привязанностей, ни ценностей — такой портрет современного молодого человека рисуют нам специалисты от образования.
В докладе также было отмечено, что у современных детей социализация происходит позже, а самоопределение в учебном и профессиональном плане — раньше. Они чувствуют себя компетентными, но эта компетентность мнимая — для них важнее доступ к информации, чем сама информация. Как выразилась Романенко, подрастающее поколение считает, что можно подключиться к источнику знаний, наподобие тому как вставляют флешку в компьютер. Такой подход, считает докладчик, говорит о том, что компетенции устаревают. По ее словам, для динамичного общества больше подходит личностно-ориентированный подход, а не компетентностный.
Иными словами, дети вырастут некомпетентными, лишенными глубоких и фундаментальных знаний? Ну и ладно. Зато мы будем пестовать в них самолюбие и уверенность в себе.
Из-за возросшего информационного потока страдает процесс усвоения информации. Вследствие этого образование стало поверхностным, более узкоспециализированным и менее энциклопедичным, признает Романенко. Такое положение дел противоречит ее идеалу — она считает, что образование должно быть более фундаментальным, должно ставить стратегические задачи. Но, простите, а о каких стратегических задачах можно говорить при личностно-ориентированном подходе? В словах докладчика форма тоже противоречит содержанию.
Что мы видим в итоге? В постиндустриальном информационном обществе, в обществе постмодерна, всё приобретает превращенные формы. Возрастающий информационный поток способствует не сближению индивидов, а их отдалению друг от друга, обретению не обширных знаний, а поверхностных. Расширяющиеся международные связи приводят не к созданию больших коллективов, а к их расщеплению. Они теперь нацелены на малые проекты, а не работают в рамках большой стратегической цели.
Докладчик вполне отчетливо видит эту картину, неспроста упоминая превращенные формы. Но, в то же время, за неимением альтернативы в виде другого социального устройства общества, предлагает настроиться на положительный результат — мол, альтернативы все равно нет, и давайте приспособимся и постараемся найти хоть что-то хорошее.
“Пророки” от образования вещают о необходимости стратегических целей, но не определяют и не указывают их. По большому счету, отсутствие стратегического планирования — характерная черта современной России. В отсутствие долгосрочного целеполагания используются малые проекты — они "затыкают дыры" и являются, по сути, имитацией деятельности, самообманом.
В заключение доклада был поставлен слайд «Эффект самореализующегося пророчества» со словами Иоганна Вольфганга Гете: «Обращайтесь с людьми как идеальными, Вы поднимите их на высоту, на которой Вы хотели бы их видеть». По существу, этот слайд вполне точно передает состояние дел в образовании. Даже тот, кто видит пагубность текущей ситуации и понимает, как всё должно быть в идеале, предпочитает плыть в этом мутном потоке. В надежде, что само собой все устроится при “правильном” отношении к процессу.
«Думай о хорошем...», авось оно и самореализуется.
Роман Якин, РВС.