Наш рынок сейчас завален разнообразной информационной продукцией для детей. Часто эта продукция очень низкого качества. Но проблема в том, что иногда она способна нанести вред психическому здоровью детей и их дальнейшему личностному развитию. И вредоносное содержание далеко не всегда является очевидным не только для родителей, но даже для специалистов, работающих с детьми. Да, все понимают, что порнографическю продукцию, например, детям показывать нельзя ни в коем случае.
Закон о Защите детей от вредной информации запрещает доступ детей к информационной продукции, в которой содержатся призывы к самоубийству. Но представим себе, что есть некая книга, в которой нет такого прямого призыва, но зато есть яркое талантливое описание самоубийства? Она будет причинять вред ребенку? Нам кажется, что да.
Мы хотели бы вам представить как раз такую книгу. Итак, книга Хосе Антонио Тассиеса «Украденные имена». Книга издана Издательский домом «КомпасГид» достаточно больши тиражом. Она предназначена она для детей 9-12 лет . Книга рассказывает о мальчике, подвергающемся травле в школе. Как утверждают авторы, этой книгой они хотят обратить внимание на проблему насилия в школе.
Что ж, проблема эта очень серьезная и решать ее необходимо. Жестокость в детских коллективах - явление известное. Жизнь детей, подвергающихся травле в школе, действительно мучительна. Поход в школу становится для них настоящей психологической пыткой. Все они по-разному реагируют на травлю. Кто-то начинает отчаянно воевать со всем классом, кто-то смиряется и впадает в подавленное отрешенное состояние. Но все они живут в постоянном ощущении страха, одиночества и своей неспособности изменить ситуацию. Но вернемся к книге. В ней рассказывается о мальчике, у которого нет имени, потому что дети в классе его обзывают трусом и зубрилой. Он боится ходить в школу, которая превратилась для него в тюрьму. Он одинок и несчастен. Надо отдать должное автору книги (он же является и иллюстратором): психологический портрет ребенка, подвергающегося травле, описан достаточно точно. Текста в книге немного, но он очень точный и лаконичный. Особенно стоит остановится на иллюстрациях. Все иллюстрации в черно-коричневых депрессивных тонах. За эти иллюстрации автор получил Большую премию Биеннале иллюстраторов в Братиславе.
Талантливо созданный образный ряд вызывает очень сильный эмоциональный отклик. Давайте теперь остановимся на том, какого качества этот отклик. Автор и издатели сообщают нам , что книга призвана вызвать у детей и взрослых сострадание к преследуемым в школе детям. Но чему, помимо сострадания, научатся дети, прочитавшие книгу? И какого качества будет это сострадание? Картина мира маленькому читателю представлена мрачная, полная безысходности и бессмысленности. Хорошо, мы можем согласиться с тем, что нам представлен мир, каким видит его преследуемый ребенок. Но проблема в том, что одновременно с идеей сострадания автор поселяет в сознании детей идею суицида. В книге мальчик без имени сообщает читателю, что он совершенно потерял интерес к жизни. И вот однажды он решает подняться на последний этаж своего дом, а дальше… внимание, смотрим картинку.
Притягательная картинка, не правда ли? Она является ничем иным, как иллюстрацией мыслей о самоубийстве. Все предыдущие иллюстрации (они исполнены в тяжлых мрачных тонах, также как и лестничный пролет на этой картинке ) нам рассказывают, что жизнь – это нечто ужасное, а единственное светлое пятно – та самая пропасть, в которую мальчику хочется кинуться. Т.е. единственное избавление от всех бед – это смерть.
Представим, что эта книга попала в руки страдающему, находящемуся в подавленном состоянии ребенку, и что ему мысль о самоубийстве ему в голову не приходила. Получается, что авторы могут натолкнуть его на эту мысль? В книге, по сути, есть две кульминации. Первая и настоящая - это та, что изображена на последней иллюстрации. Она очень мощная и является логическим окончанием всего предыдущего повествования. Но есть и ложная кульминация: в конце рассказа мальчик чувствует, что кто-то обратил на него внимание и нам, наконец, показывают его лицо. Это единственный положительный элемент в книге. К сожалению, весьма слабо выраженный, туманный. На этом повествование заканчивается. Акцент в книге явно смещен: смерть подана весьма привлекательно, а жизнь - наоборот. Обращаем ваше внимание на то, что в христианстве, мусульманстве, иудаизме самоубийство осуждается наижесточайшим образом. Оно представляется, как самый страшный грех. Таком образом в сознание людей вкладывается идея о немыслимости этого способа справляться с проблемами, идея безусловной ценности человеческой жизни, идея торжества жизни несмотря на все страдания. В книге же Тассиеса о самоубийстве рассказывается без осуждения, как об избавлении от страдания.
Какой же эффект окажет книга на детей? Почему нам она кажется вредной?
1.Идея о том, что ребенку придет мысль о самоубийстве, не является нашими пустыми измышлениями. Социологами и психологами описан так называемый «эффект Вертера» - явление резко возрастающего количества самоубийств, возникающего после самоубийства, освещенного в СМИ. Кроме того, известно, что труднодоступность способов суицида существенно снижает риск самоубийств. А в книге способ самоубийства ярко прописан, эффектно и очень привлекательно нарисован. По данным исследований, 93% подростков, пытавшихся покончить с собой, оказывались знакомы с кем-то , кто уже совершал такую попытку. Получается, что у каждого прочитавшего эту книгу ребенка теперь будет такой знакомый.
2. Авторы совершенно не учитывают особенности развития психики детей той возрастной группы, на которую книга рассчитана. У детей до возраста 10 лет идея необратимости смерти еще не сформирована. Это взрослый человек понимает, что если он прыгнет в пропасть, если он уйдте из мира, то он больше никогда не вернется. А ребенок этого до конца не понимает. Помножьте все это на импульсивность, свойственную детям этого возраста, и задайте себе вопрос: просчитали ли авторы степень опасности информации, которую они представляют детям? Осознают ли они отвественность за свои действия? Нам кажется, что нет.
з.В этом возрасте у детей проходит процесс усвоения социальных норм, т.е. они знакомятся с законами жизни, с законами человеческих отношений. Они все это принимают от значимых взрослых - родителей, учителей . И какие же законы жизни усвоят дети, прочитав эту книжку? Что самоубийство - не такой уж плохой способ справляться с проблемами. Что мир – это ужасное место, в котором нет хороших людей: в самом начале книги автор задает читателю вопрос: "Кто ты: жертва, преследователь или равнодушный наблюдатель?"
4. Все повествование книги идет исключительно на эмоциональном уровне. Ребенка очень талантливо погружают в мир потенциального самоубийцы. Обращаем ваше внимание, что книга рекомендована детям 9-12 лет. В силу своего возраста дети чаще всего не способны сделать из подобных историй какие-то здоровые выводы. А потому авторы просто обязаны были ребенка из этого этого мира вывести, предложить ему эти выводы. Но ничего подобного в книге нет. Авторы просто заражают ребенка эмоциями самоубийцы. И оставляют его с этими эмоциями, ничего ему ничего не объясняя.
Да, мы согласны с тем, что поднимать проблему насилия в школе нужно. Но почему бы не сделать это более здоровым образом? Не совершая при этом самим насилия над детьми?
Мы привели вам яркий пример продукции, в которой вредоносное содержание не является очевидным. Наоборот, книга эта многим покажется полезной. Многих подкупит заявленная издателями благородная цель. Выход книги в свет сопровождался информационной поддержкой крупных детских изданий. Под закон о защите детей от вредной информации она не подпадает. Так что никакой отвественности ни перед законом, ни перед родителями автор и издатели книги не несут.
Жанна Тачмамедова. Клинический психолог. РВС, Санкт-Петебург.