Недавно вышедший на большие экраны фильм «Малефисента» получил многочисленные положительные отзывы и рецензии. Взрослой аудитории он понравился. Фильм действительно сделан качественно, смотреть его интересно и солидную кассу он, несомненно, соберет. Но поскольку на расклеенных буквально на каждом столбе рекламных плакатах фильма написано «12+», то это значит, что фильм будут смотреть и дети. А потому экспертный коллектив РВС решил подвергнуть анализу и оценке эту весьма любопытную картину. Нас интересовало, насколько полезным или вредным является этот фильм для детей указанной возрастной категории. Нам также кажется, что взрослым, воспринявшим фильм исключительно как развлекательное кино, тоже интересно будет внимательнее и глубже всмотреться в него. Ну что ж, приступим?
Фильм представляет из себя новое толкование сказки «Спящая красавица». Авторы тщательно потрудились над тем, чтобы изменить классическую сказку. Вопрос в том, ЗАЧЕМ они это сделали? Что они хотели донести детям? Давайте сравним две версии сказки – традиционную и «новую», от создателей фильма. Возможно, тогда мы поймем, что именно они хотели сказать зрителю.
В классической сказке родители любят девочку. Искренне переживают за ее судьбу. В фильме вроде бы сначала показывается, что папа очень беспокоится о судьбе дочери, он даже готов унизиться ради нее, он бросается умолять Малефисенту не причинять зла девочке. Но потом отсылает ее жить в лес, к чужим людям (вернее, сказочным существам), забывает про нее на 16 лет, и при первой встрече даже не узнает ее. Затем, впервые увидев дочь после долгих лет, он сухо приветствует ее и отправляет в башню, где ее запирают. Ну, а в конце вероломный папа ( а нам очень ярко показывают, какой он мерзавец) так и вовсе становится врагом девочки, которая помогает колдунье его уничтожить.
Итак, какой образ родителей представлен детям? Родители – существа холодные, равнодушные, подлые, слабые. И, в общем, они не очень настоящие, ведь не они вырастили девочку. Очевидно, что мы имеем дело с трансформацией образа отца и матери. Трансформация образа, представленная в художественном произведении, имеет определенный генезиз. Это может быть отображение действительности, т.е. случая, когда в обществе уже радикально поменялось представление о чем-либо (что бывает реже, потому что общественные представления меняются очень долго и перемены эти требуют планомерной работы). Или, второй вариант – это навязывание обществу измененного образа (к примеру, фильм «Интердевочка», отчаянно пытавшийся убедить советских женщин, что быть проституткой – это и нормально, и престижно). Нет фактологических оснований полагать, что современные дети считают родителей бездушными злодеями, поэтому нам остается второй вариант – навязывание образа. И здесь у нас появляется два вопроса: зачем навязывается этот образ и как это делается? С вопросом «зачем» предстоит разбираться отдельно. Что же касается того, каким образом достигается эта трансформация, здесь создатели картины дают нам все карты в руки.
Авторы фильма здесь играют на свойственном подросткам желании бросить родителям вызов, усомниться в их авторитете, пересмотреть свои отношения с ними, вырваться из-под их опеки. Но такой пересмотр отношений не дается детям бесплатно. Подростковый период совершенно справедливо называют «кризисным». Детям важно удерживать, пусть и на периферии сознания, положительный образ родителей, которые всегда готовы защитить и прийти на помощь в этот непростой для подростков период. Да, в произведениях для подростков иногда родители показаны обладающими какими-то отрицательными чертами, но как правило, авторы таких произведений пытаются показать конфликт отцов и детей, осмыслить этот конфликт. Фильм же положительный образ родителей просто уничтожает. Родители без всякой рефлексии и объяснений выставляются мерзавцами и ничтожествами. Будет ли это способствовать более гладкому прохождению кризиса подросткового возраста? Совсем наоборот.
Это – в отношении измененного образа родителя (т.е. образа добра, каким его видит ребенок). Но в фильме есть и еще один образ, претерпевающий трансформацию – образ зла. Главная героиня фильма, Малефисента, в классической сказке – ведьма, злодейка. Она живет на болоте, с разнообразной малоприятной нечистью. Она сама неприятна. Она – воплощение зла. В классических сказках зло всегда представлено малоприятно. Это потому, что оно в жизни безобразно. Подлость, жестокость, обман, предательство – они всегда безобразны. Все эти вещи находят свое воплощение в народном фольклоре, в мифических злых и малоприятных персонажах.
Так, например, в сказках многих народов мира символом злого и опасного места является болото и его обитатели. Туда человеку ходить опасно. Там можно погибнуть. Там все не так, как кажется. Зло словно покушается на существующее устройство мира, претендуя на сотворение новой реальности – реальности, созданной по соответствующим стандартам враждебными человеку творцами. И это единственная причина, по которой в сказках со злом борются (все остальное – похищенные невесты, украденные дети и пр. – это поводы, внешние проявления зла). К борьбе со злыми силами подключаются добрые. И добрые всегда побеждают. Потому что в противном случае – победа черных сил, переустройство мира и создание такого мира, в котором человеку как раздражающему антиподу нет места, торжество мира без человека и конец его истории. А кто побеждает в фильме? Зачем авторы предлагают детям с их еще не до конца сформировавшимся нравственным стрежнем пересмотреть фундаментальные нравственные понятия?
Фильм вовсе не является исключительно развлекательным. Это – сказка, а сказка ВСЕГДА поучает, это особенность жанра. Не бывает не-поучительных сказок. И всю эту превращенную схему отношений добра и зла в фильме выделили не мы. Она предлагается авторами фильма, более того, предлагается со всей очевидностью: рассуждения о добре и зле идут на протяжении всей картины. Само имя Малефисента переводится как «несущая зло». Как создатели всякой сказки (еще раз указываем на особенности жанра), авторы «Малефисенты» хотят вложить детям в голову свое понимание добра и зла. Каково же оно? Зло в фильме представлено очень привлекательно. Болото – прекрасное, сияющее яркими красками место. Его обитатели - милые, добрые симпатичные существа. Авторы пытаются вложить детям в голову идею толерантности к злу, т.е. к подлости, жестокости, предательству и т.д.?
Логическая операция по нивелированию понятия зла выглядит примерно так:
1 шаг. В злом начале всегда есть что-то доброе, следовательно, не такое уж оно и зло;
2 шаг. Из понятия «Это не совсем зло» со временем, но неизбежно вытекает вывод «это совсем не зло», подкрепленный еще и тем, что злые дела зло творит потому, что у него есть на то веские причины – (с Малефисентой в фильме очень несправедливо поступили);
3 шаг. А потому давайте будем терпимее к злу (т.е не будем с ним бороться), поймем, пожалеем и оправдаем его. И даже полюбим. Оно ведь еще и так обаятельно.
Переведем теперь это на язык реальности, представим себе, как оно должно выглядеть в жизни, а не в красивой сказке-перевертыше. Расскажем, например, красивую и грустную историю о человеке, насилующем детей. Главный упор сделаем на том, что он вообще-то любящий сын, ухаживающий за своей больной мамой. Да и вообще, он очень несчастен, и детей насилует потому, что у него было тяжелое детство. Слишком сильно, зритель (пока) не поверит, а мы – передергиваем? Хорошо, тогда другой сценарий – живет себе человек, который ест людей. Он вообще-то образованный гражданин и даже весьма ценный член общества, хоть и употребляет иных членов общества на обед. В свободное от поедания себе подобных время занимается общественно полезными вещами, а потом, будучи посажен в тюрьму, помогает ловить маньяков. Есть же и в нем какой-то проблеск света! Что, опять перегиб? Отчего же, пять премий «Оскар» и куча прочих статуэток за ленту «Молчание ягнят» и серию множества других фильмов о Ганнибале Лекторе.
В классических сказках в символической – а потому безопасной для психики форме детям представляют концепцию зла. Как чего-то опасного, от чего надо защищаться. И психологически готовят детей к такой защите. Попытка авторов фильма внушить детям, что абсолютного зла в мире нет, не сделает детей счастливее. А вот способствовать личностной незрелости и слабости – будет.
Еще одна любопытная характеристика фильма: мир людей представлен безрадостным и уродливым. Это всячески подчеркивается. Жители болота постоянно презрительно-брезгливо отзываются о людях. Словно бы подростку, стоящему на пороге взрослого реального мира, говорят: «реальный мир убог и уродлив, не иди туда, оставайся в прекрасном мире иллюзий».
Помимо рассуждений о добре и зле, авторы поднимают тему любви. Это – следующий подлежащий трансформации образ. Главный вопрос, который вызывает это чувство, состоит в том, подлинна она или неподлинна. Именно на этой дилемме делается акцент (нам-то по сказкам привычней вопросы «бывает ли любовь вечной», «может ли любовь быть спасительной»). Но раз наш приглашают к обсуждению, мы приглашение примем, и включимся в разговор о том, как авторы фильма видят понятие "любовь" и в каком виде, соответственно, вкладывают его в детские головы.
О любви детям в классической сказке рассказывается. Собственно, сама сказка «Спящая красавица» как раз и посвящена настоящей любви, побеждающей зло. О том, как авторы фильма разрушили любовь между детьми и родителями, мы писали выше. Давайте теперь остановимся на том, как они разрушают мир любви между мужчиной и женщиной. «Любви не существует», – говорят несколько раз герои фильма. И подтверждают эту мысль весьма специфически представленной любовной линией.
Принц, который должен спасти принцессу силой своей любви, показан очень блеклым, невнятным, пассивным персонажем. Его в бессознательном состоянии притащили к постели принцессы и практически силой заставили ее поцеловать. Очевидно, что над идеей любви между мужчиной и женщиной авторы фильма открыто глумятся, обесценивают ее. Пусть вас не вводит в заблужление появляющийся периодически на задворках повествования принц с глупо вытаращенными глазами. Принцесса, конечно же, не просыпается от его поцелуя. Ведь подлинная любовь есть только у Малефисенты – мифического темного рогатого существа женского пола. И это – не тот образ любви, транслируемый классическими сказками, образ, в котором самое главное – не красота принцессы и страсть принца. Самое главное – то, что любовь побеждает смерть. И любовь в сказке – это животворящая сила, разрушающая даже то, что способно уничтожить все остальное – разрушающая смерть. Вот о чем говорят сказки. А в обсуждаемом нами фильме утверждается, что любовь как таковая есть только у Малефисенты – то есть любовь, уже не опровергающая смерть, а соединенная с нею. Ведь именно Малефисента – фигура, принесшая смерть.
Подчеркнем, что нас интересуют исключительно воздействие фильма на детскую аудиторию. Давайте рассмотрим, каковы задачи развития детей подроскового возраста и сравним, насколько предлагаемые фильмом «ценности» помогают эти задачи решить, тянут ли они детей вверх, развивают их или совсем наоборот.
Начало подросткового возраста – это время, когда дети начинают испытывать серьезный интерес к противоположному полу (на более ранних этапах отношения между полами не являются центральной темой для детей, их больше интересуют совсем другие вещи). Появляются первые романтические влюбленности. Этот интерес всегда сопровождается большими тревогами, смятением. Подойти к сверстнику противоположного пола бывает очень страшно. Подростки начинают длинный путь, полный страхов и сомнений. В этом контексте можно задаться вопросом: поможет ли подросткам фильм, в котором отношения с противоположным полом высмеиваются и обесцениваются?
Окончанием пути – целью подросткового этапа развития - должно стать умение создавать зрелые отношения с противоположным полом. Одной из важнейших составных этой цели развития является окончательное оформление мужской и женской идентичности. В этом возрасте тело подростка начинает меняться, девочки и мальчики начинают осваивать женские и мужские роли. Важнейшим фактором в формировании мужской и женской идентичности является оформление потребности строить отношения с противоположным полом. Окончательно свою женскую или мужскую идентичность подросток обретает посредством отношений с противоположным полом. Если рассмотреть это на примере персонажей фильма, то обрести настоящую женственность принцесса Аврора могла бы, только полюбив мужчину. Однако эту возможность авторы фильма у нее отняли. Приглядитесь повнимательнее к двум женским персонажам, и вы поймете, что истинная женщина там только одна – Малефисента.
Авроре любовь к мужчине не светит, ведь «настоящая» любовь в фильме есть только между двумя женщинами. Других вариантов в фильме не предлагается: все персонажи мужского пола в мире этой сказки выставлены либо слабыми и неумными, либо мерзавцами. Какова сущность такой единственной «настоящей» любви? Речь идет о гомосексуальной любви? А может, создатели намекают на то, что Малефисента, которая, якобы, вырастила девочку, представляет материнскую фигуру? Но подлинная материнская любовь выглядит совсем не так. Всякая любящая мать мечтает о хорошем муже для своей дочери, о внуках. Такая любовь никогда не противопоставляется любви к мужчине. В фильме же две женщины соединяются в весьма странном союзе, в котором для мужчин места нет. Малефисента – «самая могущественная волшебница», – говорят авторы фильма. Такое архаическое представление о матери как о существе, обладающем огромной силой и могуществом, является весьма инфантильным. Подобное отношение к родителям присуще детям очень раннего возраста. Чем старше дети, чем более зрелыми они становится, тем более реалистичные и человеческие качества обретают образы родителей. А описанная в фильме модель отношений мать-дети в подростковом возрасте является достаточно патологичной.
Так куда же тянет детей фильм, показывая в качестве главных отношений, в качестве модели «настоящей любви» то ли гомосексуальные отношения, то ли архаичные, инфантильные и зависимые, крайне нездоровые отношения с могущественной матерью? Что называется, каждый может выбрать по вкусу, но увы, третьего не дано. Со всей ответственностью можем сказать, что будь это первый вариант или второй, выбор делается не в пользу здорового прогрессивного личностного развития. Зачем же вообще нужен весь этот каскад трансформаций? Образ отца, образ матери, образ любви, образ самого мира – все это подлежит трансформации. Какому обществу должен соответствовать носитель этих измененных понятий? Ведь сказка – на то она и сказка – всегда остается носителем Традиции, вопрос лишь в том, какова будет эта традиция.
Жанна Тачмамедова, клинический психолог, детский психолог. Дарья Алексеева, филолог. РВС, Санкт-Петербург.