Об отсутствии достаточного для предотвращения критических ситуаций количества психологов в московских школах заявила уполномоченная по правам человека в Москве Татьяна Потяева, 6 декабря собщает ИА Красная Весна.
Омбудсмен заявила, что одного-двух психологов на крупный учебный комплекс, где учатся до 2 тысяч учеников, недостаточно.
Потяева также считает, что психологи должны «глубже»работать с «контингентом детей», который вызывает беспокойство у педагогов.
Омбудсмен отметила, что психологи начали работать с подростком, пришедшим с ножом в столичную школу, только после происшествия, тогда как в школе должны работать высокопрофессиональные психологи, которые вместе с классными руководителями «могли бы почувствовать», что подростку нужна помощь и «заблаговременно» побеседовать.
По словам Потяеввой, самый обеспеченный психологами округ — Ямало-Ненецкий автономный округ, где на одного психолога приходится 54 учащихся, тогда как в большинстве регионов страны на 500–800 детей приходится один психолог.
По мнению уполномоченной, ситуацию с психологами в образовательных учреждениях необходимо «пересматривать».
Напомним, разговор о психологах в образовательных учреждениях возник в связи с утренним происшествием в московской школе № 1359. Учащийся 10 класса Даниил Г. принес в школу нож. Подростка, угрожавшего педагогам, а также угрожавшего покончить жизнь самоубийством, удалось быстро изолировать.
В начале года в России подряд произошли несколько трагедий. Два старшеклассника пермской школы ранили ножом 12 учащихся. Старшеклассник школы в Улан-Удэ, пришедший в школу с топором, ранил 7 человек. В обоих случаях пострадали и дети, и педагоги.
Каждый раз, когда в школах происходят ЧП, подобные пермскому или керченскому, стандартно предлагается усилить охрану школ, повысить квалификацию охранников и наводнить школы психологами.
Между тем ситуация, когда к каждому классу приставлен «высокопрофессиональный» психолог, чтобы он присутствовал на всех уроках, наблюдал за подростками на переменах и предотвращал «кризисные ситуации», кажется фантастической, да и не нужной. Школьный психолог не может выявить психиатрическое заболевание, особенно на ранней стадии.
Читать также: Школу от школьников защитят психологами и видеокамерами?
Таких ситуаций станет меньше, если вернуть учителям полноценную воспитательную функцию. Неравнодушный учитель живет жизнью своих учеников, знает семейную ситуацию, видит изменение их настроения и многое другое. Но таких учителей (не тьюторов, а наставников) необходимо, во-первых, выпускать, а во-вторых, дать им возможность учить и воспитывать детей, не загружая бесконечными отчетами.
Читать также: Эксперт: учителям нужен психолог
Если же между учителем и учениками, между учителем и родителями создать «прослойку» в виде психологов-медиаторов (а ситуация как раз движется в эту сторону), то деструктивные явления и кризисные ситуации будут только множиться.
Для того, чтобы такие ситуации не возникали, нужно решить целый ряд проблем, среди которых инклюзия, позволяющая вводить в массовую школу психически нездоровых детей. В школу необходимо вернуть полноценные уроки литературы, создавать крепкие школьные коллективы, дать детям образ будущего, вырвать их из деструктивных объятих соцсетей и компьютерных игр.